Железная логика
Сейчас стационарными рамками-металлоискателями оснащены вокзалы четырех российских городов - Москвы, Санкт-Петербурга, Твери и Выборга (всего в России 18 тысяч вокзалов, включая небольшие платформы). В ближайшее время техникой досмотра пассажиров и их багажа, системами подавления радиолиний и взрывозащитными контейнерами должны быть обеспечены 34 вокзальных комплекса по всей стране. Однако процесс несколько затягивается. Во-первых, российский производитель оказался не готов к такому противостоянию террористической угрозе - мы попросту не делаем необходимого количества "рамок". Во-вторых, необходимо привести разные законы к одному знаменателю.
Дело доходит до абсурда. К примеру, по правилам безопасности на всех входах и выходах должны стоять металлоискатели, но это противоречит противопожарным правилам. Есть и другая проблема. Так, если попытаться сделать зону посадки/высадки для скоростных поездов "стерильной", как в аэропортах, на одного пассажира (вместе с рамками-металлоискателями и специалистами-кинологами) нужно не менее 1,7 кв. м площади, сообщил начальник дирекции железнодорожных вокзалов Сергей Абрамов, кстати, бывший премьер Чечни. То есть на один "Сапсан" должно приходиться не меньше 1000 квадратов. Но вокзалы не резиновые, и потратить столько пространства на загрузку одного состава не может себе позволить ни один из российских транспортных узлов. Получается, что выход пока один - увеличить охрану.
Предложения наделить сотрудников ЧОПов правами личного досмотра пассажиров, их документов и багажа звучали уже не единожды. Однако железнодорожники готовы пойти дальше и создать свою собственную службу охраны.
- Мы считаем, что такая служба сегодня крайне необходима, - заявил "Известиям" глава РЖД Владимир Якунин, добавив, что на охрану РЖД ежегодно тратит более 11 млрд рублей собственных средств. На страже безопасности железнодорожных объектов стоит 62 тысячи человек (сотрудники ФГУП, с которым у РЖД заключен договор).
По мнению Якунина, численность работников новой службы безопасности "будет соответствовать объему задач, поставленных государством". Он напомнил, что ранее у РЖД были элементы такой службы, но некоторым министерствам это не понравилось. Начальник Главного управления МВД России на транспорте Дмитрий Шаробаров, в свою очередь, сообщил "Известиям", что "МВД поддерживает это предложение, так как мы своими силами не сможем обеспечить необходимую безопасность". По мнению же заместителя генпрокурора РФ Александра Буксмана, какой путь выбрать, будут решать законодатели, возможно, проще всего все же наделить дополнительными полномочиями ЧОПы.
Впрочем, железные дороги - тот вид транспорта, на который для совершения теракта совершенно необязательно проносить бомбу "на борт". Достаточно заложить ее на пути. По данным правоохранительных органов, только за 2010 год было выявлено 542 случая "наложения на рельсы посторонних предметов", а также 101 случай, когда пути в той или иной степени разбирались. В связи с этим из некоторых регионов поступили предложения... обнести все ж/д пути заборами. Если учесть, что протяженность российских железных дорог более 82 тысяч километров, то в стране можно затевать настоящую стройку века. Владимир Якунин еще раньше давал поручение подсчитать, во сколько встанет бюджету страны полная защита путей. Оказалось - в 13 трлн рублей. Для сравнения: бюджет страны на 2011 год - 8,8 триллиона.
- Это теоретический расчет. Просто чтобы понять стоимость идеи, - сообщил Якунин.
В итоге, как защищать пути, еще предстоит придумать. В Госдуме пока предлагают начать с ужесточения наказания за несанкционированное присутствие на объектах транспортной инфраструктуры. В США, например, за это предусмотрена уголовная ответственность. Впрочем, тут возникнет другая проблема: задерживать начнут всех подряд, в том числе тех, кто переходит дорогу в неположенном месте.
Еще одну опасность, по мнению железнодорожников, представляет всегда полная народу привокзальная площадь. В стенах РЖД прозвучало предложение сделать из нее некую "зону отчуждения" - разогнать всех торговцев. Однако полпред президента в Северо-Западном федеральном округе - Илья Клебанов заметил: "По сравнению с другими это настолько не главный вопрос, что даже обсуждать его сейчас не имеет особого смысла".