Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Кино в ипостаси оракула

На этой неделе на экраны выходит фильм Александра Миндадзе "В субботу". Со времен первого показа на фестивале в Берлине картина приобрела пугающую актуальность.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

"В субботу" - это про ту самую субботу 27 апреля 1986 года, следующий день после взрыва на Чернобыльской АЭС. Начиная с другой субботы, 12 марта 2011-го, все разговоры в мире сводятся к одному: возможно ли повторение в Японии Чернобыля. В апреле 1986-го о взрыве не знал никто, кроме партийной верхушки. И герой фильма Миндадзе, "райкомовская шестерка", случайно став обладателем засекреченной информации, не понимает, что теперь с этим своим знанием делать. Логика отступает, и на первый план выходит иррациональное.

За тем, что происходит на японской АЭС, мир следит в режиме онлайн. Но растерянности и бессилия перед лицом катастрофы это не убавляет. Иррациональную природу поведения в момент, когда жизнь ломает наши стереотипы, Миндадзе уловил очень точно.

Дуэт Александр Миндадзе - Вадим Абдрашитов всегда отличало острое чутье к социальности, умение улавливать идеи, еще даже не оформившиеся толком в общественном сознании.

В 1982-м, за несколько лет до прихода к власти Михаила Горбачева, на экранах - "Остановился поезд". Спустя более четверти века история одной железнодорожной катастрофы воспринимается метафорой глобального катаклизма, постигшего страну: с рельсов сошла последняя в мире империя. Оказавшиеся на месте аварии журналист (Анатолий Солоницын) и следователь (Олег Борисов) ведут бесконечные споры, за которыми легко угадывается дискуссия либералов и государственников, и за всем этим угрюмо наблюдает народ, явно презирающий одного и побаивающийся другого.

Через три года Миндадзе пишет сценарий фильма "Плюмбум, или Опасная игра". В 1986-м выходит фильм, а несколько месяцев спустя, после статьи в "Огоньке", страна узнает, что Плюмбум - не одиночка, и в подмосковных Люберцах появились целые объединения таких борцов за справедливость в очень специфическом понимании этого слова.

Режиссерский дебют Миндадзе - фильм "Отрыв" - появился в 2007 году. Сценарий он начал писать под впечатлением от авиакатастрофы над Боденским озером. Но гораздо больше картина ассоциируется не с тем, что было "до", а с тем, что случилось "после". С момента выхода фильма на экраны в мире произошло более 20 крупных авиакатастроф, среди которых одна из самых страшных и резонансных в Европе: 10 апреля 2010 года под Смоленском упал самолет, на борту которого находилось все руководство Польши. То, как велось расследование, широко освещалось в СМИ, и каждый раз фильм "Отрыв" всплывал в памяти.

"В субботу" - второй режиссерский опыт Александра Миндадзе, и после 11 марта 2011 года ему стали поступать тревожные звонки от знакомых и журналистов с одним-единственным вопросом: "А над чем вы сейчас работаете?"

Но Миндадзе - не единственный в российском кино, за кем стоит пристально наблюдать желающим предвидеть будущее.

В начале 90-х Сергей Бодров-старший задумывает снять фильм по мотивам "Кавказского пленника" Льва Толстого, перенеся действие в наши дни. Он пишет сценарий, предполагая в одной из ролей снять Владимира Машкова, а в другой - молодого актера, которого долго не может найти. В результате в самый последний момент на роль Жилина утверждают выпускника кафедры искусствоведения истфака МГУ Сергея Бодрова-младшего. Группа уезжает на Северный Кавказ за несколько месяцев до начала чеченской войны и успевает отснять весь материал еще в мирное время. Но на экраны картина выходит в 96-м и смотрится буквально как хроника текущих событий. Кстати, вряд ли Бодров стал бы снимать фильм о тех событиях постфактум. Во всяком случае, когда ему предлагали сделать фильм о грузино-абхазском конфликте, он отказался: слишком мало прошло времени, чтобы осмыслить события.

В июне 2009-го на "Кинотавре" состоялась премьера фильма "Сумасшедшая помощь", снятого Борисом Хлебниковым по сценарию, написанному им совместно с молодым драматургом Александром Родионовым. В картине место действия достаточно абстрактно: один из московских "спальных" районов. В сценарии же фигурировало Царицыно. Один из героев (антигероев) - свихнувшийся милиционер-убийца. Когда, еще до фестиваля, Хлебников показывал фильм друзьям, этот персонаж вызывал больше всего вопросов - "а не слишком ли?". Но в ночь с 26 на 27 апреля 2009-го начальник районного ОВД "Царицыно" майор Евсюков без всякой мотивировки застрелил нескольких мирных граждан. Персонаж фильма Хлебникова до того, как совершить убийство, терроризировал район. Евсюков, по словам управляющего универсама "Остров", где разворачивались трагические события, "неоднократно грабил магазин, угрожая сотрудникам и забирая товары". Милиционер из "Сумасшедшей помощи" был, вне всякого сомнения, безумен. Относительно вменяемости Евсюкова существуют, как известно, разные мнения.

Следующий свой сценарий Родионов и Хлебников сели писать по мотивам американского фильма 1952 года "Ровно в полдень". Только вместо шерифа, который один на один вступает в борьбу с бандитами, здесь - фермер. А люди, пытающиеся согнать его с земли, не совсем обычные бандиты. Уж больно уверенно они себя чувствуют... Как раз в те дни, когда работа над сценарием была в основном закончена и Хлебников отправился на один из европейских фестивалей, в Москву стали приходить вести о событиях в станице Кущевская.

Видимо, флюиды будущих событий, прежде чем воплотиться в реальные образы, действительно витают в воздухе. И иногда оседают на кинопленку.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...