Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Ужас по Белому

В галерее Modernariat на Петроградской стороне открылась выставка Петра Белого. График и живописец, действительный член британского Королевского общества граверов, Белый много лет работает в жанре брутальной минималистской инсталляции.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На выставке представлены три работы художника. Главное внимание приковывает инсталляция под названием "Комната ужаса", которая впервые показана публике. Она представляет собой небольшую темную комнату с низким давящим потолком, целиком обшитую листовым железом. Причем это не старое кровельное железо - один из любимых материалов Белого, а новая, холодная, лишенная "памяти материала" листовая сталь. По всей обшивке стен и потолка в хаотичном порядке располагаются разновеликие спиралевидные прорези, подсвеченные изнутри тусклым таинственным светом. Другого освещения в комнате нет. По замыслу автора, через эти отверстия скрытые вентиляторы должны постоянно откачивать из комнаты воздух, усугубляя своим гулом и без того напряженную атмосферу внутри мрачного, почти замкнутого пространства.

Неискушенный зритель чаще всего ждет от современного художника развлечения. В этом смысле "Комната ужасов" - классический балаганный аттракцион. Однако в том-то и дело, что у Белого нет ужасов-страшилок, а есть метафизический ужас, единственным источником которого является гнетущая атмосфера. Белый расшифровывает замысел работы высказыванием Шарля Бодлера об Эдгаре По: "Соединенные Штаты были для По лишь громадной тюрьмой, по которой он лихорадочно метался, как существо, рожденное дышать в мире с более чистым воздухом, - громадным варварским загоном, освещаемым газом". Подсказка несколько сужает диапазон интерпретаций, неизбежно вынуждая рассматривать "Комнату ужаса" как пластическую метафору этой тюрьмы - варварского загона. Зловещие прорези-иллюминаторы не освещают внутренний "загон" нашего "Я" своим инфернальным "газовым" светом, а скорее вызывают ассоциации с подсознательными страхами художника. Петра Белого иногда упрекают в отсутствии явных политических и социальных рефлексий. "Комната ужаса" с ее почти зримой нехваткой воздуха во многом снимает эти упреки.

Художник давно развивает проект "мемориального моделирования", в котором создает модели-инсталляции, направленные в прошлое, - лагерные бараки, безликие спальные районы, библиотеки непрочитанных книг. В этих работах, связанных с разочарованием, крушением надежд, он часто пересматривает и деконст­руирует историю. Но "Комната ужаса", кажется, одна из немногих работ художника, в которой затрагиваются и пластически решаются вневременные, сугубо экзистенциальные проблемы. На выставке также представлен фрагмент прошлогоднего проекта "Лес обреченный", выставлявшегося в нью-йоркской Frants Gallery. Наконец, в последней работе простая лопата с ярко светящейся люминесцентной лампой вместо черенка "рассказывает" в сопроводительном тексте историю своей жизни, превращаясь в щемящую метафору истории страны с миллионами безвинно загубленных судеб.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...