Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Новый закон о старых проблемах

В минувшую среду в РИА Новости состоялась пресс-конференция директора департамента науки и образования Министерства культуры РФ Олега Неретина.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Ее предмет - статус творческого образования в проекте нового закона "Об образовании" - был созвучен с темой недавнего открытого письма деятелей культуры министру культуры Александру Авдееву, что лишь повысило градус интереса со стороны пишущей братии. Стоит ли удивляться, что именно обсуждение основных положений этого документа, столь же яркого по форме, сколь резкого по содержанию, стало основным лейтмотивом общения чиновника с представителями СМИ.

В этом письме за подписями председателя Союза композиторов Владислава Казенина, дирижера Владимира Спивакова, актера и худрука МХТ им. Чехова Олега Табакова, президента Академии искусств Николая Петрова и других содержится утверждение о фактической гибели учебных заведений творческой направленности. И призыв переподчинить все без исключения учреждения творческого образования, от детских школ искусств до высших учебных заведений, непосредственно Министерству культуры, одновременно запретив любое вмешательство Минобрнауки в учебный процесс.

"Проблемы, которые поднимаются сейчас общественностью, более относятся не к проекту нового закона, а к ныне действующему законодательному полю, возникшему с принятием в 1992 году действующего закона РФ "Об образовании", - сказал Олег Петрович. - Министерство образования, Минкультуры и сообщество деятелей культуры и искусства все эти 20 лет предпринимали попытки их решить, и разработка нового закона об образовании дает прекрасную возможность наконец это сделать".

Отметив важность принятой в 2008 году "Концепции развития образования в сфере культуры и искусства до 2015 года", закрепившей триединую структуру непрерывного творческого образования, "художественная школа - училище - вуз", Неретин подчеркнул, что проблемы есть в каждом звене этой цепи.

В числе основных бед начального творческого образования он указал на отсутствие в действующем законодательстве достойного статуса детских школ искусств - музыкальных и художественных, которые подчинены муниципалитетам и приравнены к факультативным кружкам, что пагубно отражается на их финансовом обеспечении и существенно понижает степень социальной защищенности педагогов. Статус же школ искусств для одаренных детей (их в стране 29), дающих и среднее, и предпрофессиональное образование, действующим законом не определен вовсе, они работают в порядке исключения. Есть проблемы и в творческих вузах - с 1992 года они лишены творческой аспирантуры. Более того, практически все они имеют свои высокие статусы также в порядке исключения: и Московская государственная консерватория, и ВГИК, и все остальные. Потому что по действующим в стране формальным критериям, к примеру, университет должен иметь не менее семи укрупненных групп специальностей (а культура и искусство - это лишь одна такая укрупненная группа!). Поэтому ни один из наших творческих вузов, кроме Московского и Санкт-Петербургского госуниверситетов культуры и искусств, "не дотягивает" даже до статуса университета.

Олег Неретин заявил, что приоритетом Минкультуры является конструктивная совместная работа с Минобрнауки, разработчиком нового закона "Об образовании", которая позволит с наибольшей полнотой учесть в этом документе все специфические особенности образования творческого. При этом он с равной сердечностью благодарил и коллег из сопредельного "мина" - за лояльность в столь долгой дискуссии, и наших выдающихся деятелей культуры, чья твердая гражданская позиция и высочайшие профессиональные достижения служат ему в этой дискуссии весьма веским аргументом.

К разряду хороших новостей, несомненно, следует отнести заявление Неретина о том, что совершенствование системы художественного образования начнется у нас раньше принятия нового закона об образовании: "Предполагается, что новый закон об образовании вступит в силу с 2013 года, но до этого времени нам тоже нужно как-то жить. Для этого в Думу были внесены проекты трех поправок к действующему законодательству - об ассистентуре-стажировке, о статусе детских школ искусств и о полной легализации нетиповых учреждений для особо одаренных детей. Первая из них уже прошла первое чтение". Оптимистический сценарий - что уже до конца текущего года все они вступят в законную силу.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...