Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Минсельхоз спорит с ФАС по поводу проведенного конкурса на разработку технических регламентов

Принятие единых стандартов на продукцию Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана чиновники российского Минсельхоза доверяют подведомственному учреждению.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

14 февраля в Арбитражном суде Москвы состоялось заседание по заявлению Министерства сельского хозяйства РФ к Федеральной антимонопольной службе. Поводом к нему послужили предписание и решение ФАС о нарушении законодательства о размещении заказов.

Казалось бы, рядовое событие. Однако сам предмет оспаривания не так уж обычен, так как нарушения, выявленные ФАС, лежат в области размещения заказов для государственных нужд и использования бюджетных средств, а именно разработка важнейших технических регламентов Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России.

Открытый конкурс по разработке технических регламентов, обеспечивающих формирование Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, был проведен в начале декабря 2010 года. Впрочем, не все конкурсанты сошлись во мнении о том, что конкурс действительно был открытым.

В конкурсные лоты Минсельхоза вошли стандарты безопасности для сельхозпродукции, безалкогольной продукции, удобрений и кормов, минеральных вод, соков, овощей и фруктов, а также разработка техрегламентов молочной и масложировой продукции, табачных изделий для стран Таможенного союза.

Претендентов на минсельхозовском конкурсе было достаточно. Это Московский государственный университет пищевых производств, Масложировой союз России, Зерновой союз России, Российский союз предприятий молочной отрасли, ВНИИ комбикормовой промышленности и другие специализированные структуры, имеющие высокую квалификацию и большой опыт работы с коллегами из соседних стран.

Однако в ходе конкурса восемь из девяти лотов достались скромному ФГУ "Росагропромстандарт", подведомственному министерству. Эта юная организация, образованная в 2007 году, имеет в штате, если верить данным официального сайта учреждения, шесть кандидатов и двух докторов наук.

При этом ФГУ "Росагропромстандарт" на конкурсе заявило максимальную цену на подряды - 2 млн руб. за каждый лот. Другие участники, за исключением еще одного, имеющие обширные наработки в своих отраслях, предлагали выполнить государственный заказ за меньшие суммы, в некоторых случаях даже не превышавшие сотню тысяч рублей. А Масложировой союз России готов был подготовить техрегламент на профильную продукцию и вовсе бесплатно - ведь это отвечает интересам отрасли.

По сути, единые технические регламенты для стран - участниц Таможенного союза можно поставить выше внутригосударственных законов - хотя бы потому, что принятие стандартов на уровне Союза не допускает иных требований к продукции за исключением государственного надзора. Их разработка - кропотливое и сложное занятие. Тем более когда речь идет о документе межгосударственного уровня, требующем согласования позиций не только заинтересованных российских структур, но также Белоруссии и Казахстана.

Однако выигравшее тендер на восемь разноплановых регламентов ФГУ "Росагропромстандарт" заключает контракты с Минсельхозом России, срок исполнения обязательств которых установлен пять дней.

По мнению экспертов, выполнение столь масштабного государственного проекта в такие короткие сроки возможно, если брать за основу действующие межгосударственные отраслевые технические регламенты. Такие, как документы ЕврАзЭС, но в этом случае можно предположить, что чисто техническая работа не может требовать многомиллионных затрат государственного бюджета. Так, согласно положению "О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ, ПРИНЯТИЯ, ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ОТМЕНЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА", за основу технического регламента может быть принят проект технического регламента ЕврАзЭС, прошедший процедуру публичного обсуждения. В этом случае технический регламент может быть принят решением комиссии без проведения процедуры публичного обсуждения.

Некоторые конкурсанты расценили в действиях заказчика признаки нарушения законодательства о размещении заказов при проведении открытого конкурса и обратились с жалобами в ФАС, правда, не всех конкурсантов поддержал ФАС, но тем не менее по двум лотам нарушения все-таки обнаружил.

В связи с этим Федеральная антимонопольная служба по контролю в сфере размещения заказов выпустила предписание с требованием к Конкурсной комиссии Минсельхоза отменить протоколы рассмотрения заявок на участие в конкурсе, провести рассмотрение заявок в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов по двум лотам N 2, N 4 (лоты на разработку технических регламентов на масложировую и молочную продукцию. - С.С.) и представить в ФАС подтверждение исполнения предписания. Однако Минсельхоз поступил иначе, он подал заявление на обжалование акта ФАС. Данная ситуация привела к тому, что председатель комитета по экономической политике и предпринимательству Е.А. Федоров направил депутатский запрос в адрес генерального прокурора Юрия Чайки с просьбой принять меры прокурорского реагирования в отношении председателя Конкурсной комиссии Министерства сельского хозяйства Колончина К.В.

Ряд руководителей отраслевых союзов и предприятий обратился к председателю комиссии Таможенного союза - первому заместителю председателя правительства РФ Шувалову И.И. взять на особый контроль ход подготовки технических регламентов Таможенного союза. А в Генеральной прокуратуре Российской Федерации и в Следственном управлении СК РФ по Московской области рассматриваются обращения одного из участников конкурса на предмет нарушения законодательства государственным заказчиком - Минсельхозом о размещении заказов для государственных нужд.

28 февраля Арбитражный суд города Москвы отказал Минсельхозу России в удовлетворении требований, тем самым признав законным решение и предписание ФАС.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...