Мама была полководцем...
Страна встречала его в порыве трудового энтузиазма. Тем не менее утренний номер газеты открывался традиционным поздравлением ЦК КПСС - "Советским женщинам". Его и сегодня, с небольшими поправками на время, можно было бы адресовать нашим милым дамам: "Партия и впредь будет добиваться, чтобы советские женщины имели все более благоприятные условия для активного участия в производственной, общественной, духовной жизни страны". Заменим "партию" на "власть", "советских женщин" на "женщин России" - и получим вполне актуальные обещания и пожелания. Остается лишь дождаться их воплощения, как и сорок лет назад.
Впрочем, даже в официозе прозвучали человеческие ноты - о воспетых в песнях "нравственной красоте, заботливости рук и сердечной теплоте" наших женщин. Строкой из песни прозвучала шапка праздничной полосы "Известий": "Имя прославлю твое, дорогая!". Этому порыву вторил в подборке сонетов замечательный поэт, друг "Известий" Расул Гамзатов: "Суди меня по кодексу любви". Коллективной одой женщине обернулись рассказы и воспоминания, которыми поделились со страниц газеты известные люди и рядовые читатели.
"Моя мама" - воспоминания актрисы Нонны Мордюковой. О довоенных годах в селе Кранодарского края ("Мама и в семье и в колхозе была полководцем"). О военной године "под немцами" (спасались на дальнем урочище и мама вечерами читала детям "Анну Каренину"). И горестный плач, когда Ирина Петровна ушла из жизни ("Мама умерла нестарой. И когда это случилось, в моей жизни образовалась пустота, которую ничем не заполнишь").
Собственно, это был набросок, заготовка к книге, которую Нонна Викторовна напишет через четверть века, - "Не плачь, казачка!", книге удивительной по чувствам и языку, в которой всеми красками засверкает характер сильной и красивой русской женщины. На экраны кинотеатров только что вышел фильм "Русское поле". В образе его героини Нонна Мордюкова отдала дань памяти своей матери. Впоследствии, пережившая всякое, она воплотила на экране собирательный и многогранный образ матери с ее нечастыми радостями и многими печалями - и в комической "Родне", и в трагических "Трясине" и "Маме".
И еще одна заметка привлекла внимание - "Краски ее судьбы". О шофере самосвала из заполярного Певека... Антонине Парфеновой. В свое время она училась вокалу в Гнесинском училище, но по семейным обстоятельствам (ухаживала за больной матерью) была вынуждена отказаться от своей мечты о сцене. Вышла замуж, уехала на север. А на сцену все-таки вернулась - участницей Фестиваля народного творчества. Тоже ведь необычная судьба! Помимо прочего, я обратил внимание на подпись автора заметки - Светлана Богатырева, редактор Центрального телевидения, на котором прошел сюжет о фестивале. Ну как же: моя сокурсница, неожиданный привет из юности.
...Вот и у меня очередной обзор по случаю сложился в оду женщинам. На этом бы и закончить, хотя, понятно, были на той неделе в газете сюжеты, которые вполне корреспондируют с сегодняшним днем. Например, сообщение о визите в СССР делегации Ливийской Арабской Республики. На переговорах прозвучало требование о превращении Средиземноморья в район безопасности, спокойствия, мира и стабильности. Сегодня сотни тысяч беженцев покидают Ливию, охваченную гражданской войной, а по Средиземному морю к ее берегам движутся американские крейсеры.
Меняются не только политические, но и нравственные ориентиры. Косвенно вернувшись к женской теме, закончу цитатой из статьи Сергея Образцова "Осторожно, искусство!", которая ныне звучит по меньшей мере забавно: "В капиталистических странах сейчас очень популярны сексуальные картины. Вы думаете, все эти картины бездарны? Ничего подобного. То-то и отвратительно, что среди них есть и талантливые, имеющие силу эмоционального воздействия на зрителя". Сегодня утешением Сергею Владимировичу стало бы сообщение о том, что на последней церемонии вручения "Оскара" худшими актрисами года были названы исполнительницы главных ролей в фильме "Секс в большом городе-2".