Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Обещание Славянки

Mazda планирует собирать в Приморье 30 тыс. автомобилей
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Автоконцерн Mazda рассматривает вариант открытия в Приморье автосборочного предприятия. Свои планы представительная делегация концерна обсудила на встрече во Владивостоке с губернатором края Сергеем Дарькиным. Приморские экономисты скептически относятся к этой идее, так как спрос на автомобили, собранные в Приморье, традиционно низок из-за сильной конкуренции со стороны импортных машин. Кроме того, считают эксперты, если завод откроют в поселке Славянка, где делегаты успели побывать, предприятие столкнется с серьезным дефицитом квалифицированных кадров.

Делегация японского автоконцерна Mazda обсудила с губернатором Приморья Сергеем Дарькиным планы по открытию автосборочного предприятия на территории края. По информации пресс-службы краевой администрации, рассматривается возможность строительства нового предприятия или использования уже существующих в регионе производственных зданий и инфраструктуры.

- На первом этапе производство может составить до 30 тысяч автомобилей в год. Мощности предприятия позволят трудоустроить до тысячи человек, - добавили в пресс-службе.

Предполагаемая сумма инвестиций в создание предприятия 50-70 млн долларов. Примечательно, что речь на переговорах шла о так называемом "отверточном" производстве, то есть все комплектующие - от колес до кузова - будут доставляться из-за границы, а в Приморье предполагается только собирать готовый автомобиль. На встрече Сергей Дарькин отметил, что проект окажет позитивное влияние на социально-экономическое развитие Приморья. Администрация края, по словам губернатора, готова способствовать его успешной реализации. В чем именно выразится поддержка, губернатор не уточнил.

В качестве одного из вариантов размещения производства компания Mazda рассматривает судоремонтный завод в поселке Славянка, находящемся в 199 км от Владивостока. Это градообразующее предприятие - одно из крупнейших на Дальнем Востоке. И хотя завод максимально загружен заказами (в год здесь ремонтируют до 70 судов), предприятие неконкурентоспособно, так как, по  словам  главы поселка Славянка Андрея Юрченко, расценки на судоремонт в Китае на 16% ниже, чем в Приморье.

- Через несколько лет у предприятия просто может не оказаться заказчиков. Вдобавок средний возраст работников завода близок к предпенсионному. И оборудование устарело, - добавил глава поселка.

По мнению специалиста в автомобилестроении Марата Анциферова, о подобном предприятии стоило задуматься гораздо раньше.

- Из Китая и Тайваня будут везти запчасти, у нас будет производиться только сборка. Весь мир так работает - изготавливают там, где дешевле, а собирают у себя. Это давно надо было сделать. Мы бы тогда уже лет 10 могли ездить на японских и корейских "леворульных" машинах местной сборки и не беспокоиться о пошлинах и законодательстве о правом руле, - уверен специалист.

Тем временем доктор экономических наук, директор Центра стратегических разработок Михаил Терский считает, что строить в Приморье такое производство экономически бессмысленно.

- Чтобы быть прибыльным, завод должен выпускать не менее 100 тыс. автомобилей в год. Пока заявленная цифра - 30 тыс. авто - это очень маленький масштаб. Делать на территории Дальнего Востока массовое производство вообще экономически нецелесообразно - очень маленькая плотность населения и капитала. Везти на Запад машины дороже, чем везти запчасти. Нужно собирать там, где продаете, - считает Михаил Терский.

Кроме того, по мнению доктора экономических наук, произведенные в Приморье машины будут менее качественными, чем зарубежные аналоги.

- В любом случае сборка в России хуже сборки в Японии и, возможно, дороже. В Японии вообще лучшая в мире сборка. Потому что они собирают для себя. И мы привыкли к этому качеству, добавил  Михаил Терский.

С этим мнением не согласны некоторые эксперты. По мнению Марата Анциферова, "отверточную" сборку в кустарных условиях проходит большинство машин, ввозимых в Приморье из Японии. 

- Если у нас в любой мастерской по пять "конструкторов" в день собирают, то, я думаю, у завода проблем не возникнет, и качественнее это будет. Возможно, в будущем дойдем до того, что один сборочный цех будет для нескольких марок. Как, например, в Китае, считает специалист.

Если Mazda реализует свои планы в отношении Приморья, этот завод может стать вторым автосборочным предприятием в крае. В 2009 году был открыт завод российской компании "Соллерс". Мощности предприятия разместились на территории "Дальзавода", который к тому времени несколько раз переживал процедуру банкротства. Сегодня на заводе выпускают корейские внедорожники марки Ssang Yong. При этом основная часть продукции идет в западные регионы страны. Для "Соллерса" правительство утвердило специальный железнодорожный тариф, чтобы компенсировать стоимость вывоза готовых машин с Дальнего Востока. По словам руководителя департамента по связям с общественностью филиала "Соллерс-Дальний Восток" Варвары Насырь, в руководстве компании поддерживают идею создания автосборочного предприятия Mazda в Славянке.
 
- Во всех проектах первое место занимает логистика. Как говорит наш начальник, самое лучшее расположение завода - на берегу моря. Запчасти везут со всего мира, принимать их в порту и тут же собирать - очень удобно. В этом смысле у завода в Славянке будет очень хорошее расположение, - сообщила Варвара Насырь.

Кроме того, краевые власти надеются, что этим список автопроектов исчерпан не будет. В ноябре прошлого года Сергей Дарькин рассказал журналистам, что возможность размещения в Приморье своего завода изучает концерн Renault-Nissan.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...