Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Филиппушка и Черниговский скит

Черниговский скит в трех километрах к северо-востоку от лавры был основан как дополнение Гефсиманского скита в середине XIX века. Гефсиманский скит в советские времена был фактически разрушен, а вот Черниговский сохранился.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Своим основанием Черниговский скит во многом обязан юродивому Филиппушке. Крестьянин из Владимирской губернии Филипп Хореев после смерти жены остался с четырьмя детьми на руках. Стал почти все время проводить в церкви, и хотя, по настоянию родителей, женился во второй раз и даже заимел еще одного ребенка, мирская жизнь привлекала его все меньше, а выходки Филиппа становились все оригинальнее. Чтобы избавить семью от насмешек, он покинул деревню и десять лет бродил по Руси, "христарадничая". Юродивого прозвали Филиппушкой Голубком. Почему Голубком - у него был железный посох весом 14,8 кг с навершием в виде голубя (и это не считая вериг в 8,4 кг). Что интересно, Филиппушка никому не давал даже подержаться за свой посох, отвечая: "Это вес грехов моих! Что чужую тяготу греховную пытать?!"

В конце концов, поскитавшись и посидев в тюрьме за бродяжничество, Филиппушка обосновался в Троице-Сергиевой лавре. Человек хоть и со странностями, но незлобивый и прозорливый, он быстро стал известен среди посетителей лавры как провидец. Однако повышенное внимание юродивого быстро утомило, недаром же он ушел из дома, чтобы быть в одиночестве. Через месяц он отправился в лес за Гефсиманским скитом, в трех километрах от лавры. Там он начал рыть пещеру. На вопрос, что он затеял и зачем, отвечал, что "надо бы погребок выкопать". Через три недели работы, в которой Филиппушке, по благословению настоятеля лавры, помогали монахи, оказалось, что роется никакой не погреб, а подземный храм и пещеры наподобие тех, что в Киево-Печерской лавре. Землю пещерникам приходилось вытаскивать в мешках на себе, сырые стены обваливались, двух монахов даже засыпало. После этой трагедии пещеры укрепили камнем и кирпичом.

В 1851 году освятили вырытую Филиппушкой с монахами подземную церковь. Филиппушка к тому времени уже принял монашеский постриг под именем Филарета. Принятие иноческого сана вынудило его отказаться, хотя и с большим трудом, от некоторых привычек юродивого. В частности, пришлось носить обувь, хотя настоятель лавры и сделал послабление, разрешив обувать ботинки, а не сапоги, как остальным монахам. "Владыко святый! Обуваться я больно ленив, все не хочется!" - уговаривал Филиппушка настоятеля. Но тот оказался непреклонен. Более того, посох с голубком новому монаху пришлось заменить на посох просто с медным навершием. Впрочем, к тому времени здоровье Филиппушки уже поправилось, и юродствовать он перестал. Филиппушка преставился в 1869 году, уже приняв схиму.

В 1886 году над подземной церковью начали возводить обычную, наземную. За семь лет был построен один из самых изысканных и богато украшенных храмов в России конца XIX века. Черниговское отделение Гефсиманского скита получило широкую известность как центр старчества. Особенно прославился служивший здесь "старец-утешитель" Варнава Гефсиманский, духовный наставник философа Владимира Соловьева. К нему приезжал в 1905 году Николай II. Согласно предсказанию Варнавы, нам всем осталось недолго... "Преследования против веры будут постоянно увеличиваться, неслыханное доныне горе и мрак охватят всё и вся, и храмы будут закрыты. Но когда уже невмоготу станет терпеть, то наступит освобождение. И настанет время рассвета. Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет рассвет".

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...