Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

В точном соответствии

Скоро в отреставрированные залы Большого театра придет комиссия ЮНЕСКО. И это вполне закономерно: знаменитый российский театр является памятником мирового значения.
0
Проектом реконструкции предусмотрено полное восстановление исторических интерьеров внутренних помещений, входа и фасадов (фото: REUTERS)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Процедура приемки комиссией ЮНЕСКО имеет важное значение для всей культурной среды. В Большом театре комиссии будет на что посмотреть: 5 исторических парадных залов уже полностью отреставрированы и переданы театру, и работы продолжаются еще в 36. "Международная комиссия будет принимать введенные в строй помещения не у строителей и реставраторов, а непосредственно у Большого театра. Подход очень строгий, да и что-либо изменить в выполненной работе уже нельзя. Но я уверен, что найти какие-либо дефекты реставрации ей будет так же трудно, как иголку в стоге сена, поскольку их просто нет", - с уверенностью заявил первый заммэра Москвы Владимир Ресин.

Комиссия ЮНЕСКО - важный институт в практике сохранения объектов культуры - тщательно следит за соблюдением стандартов реконструкции и соответствием заявленному проекту. Но ее приход не пугает строителей и реставраторов - все условия и предписания скрупулезно соблюдались в течение всего периода строительства.

Даже утраченные или сильно поврежденные элементы декора должны восстанавливаться в соответствии с требованиями реконструкции. Это касается любого элемента интерьера, например, напольных покрытий. Не так давно мастера-реставраторы завершили воссоздание полов из венецианской мозаики, утраченной в прошлом веке: они завершили укладку и полировку 3000 кв. м мозаики - точной копии той, которой архитектор здания Альберт Кавос украсил полы боковых вестибюлей и кольцевых коридоров в XIX веке. У нее печальная история, как, впрочем, и у многих других деталей интерьера Большого.

В советское время венецианская мозаика, требовавшая сложного ухода, была демонтирована, а вместо нее был уложен паркет. Единственный уцелевший фрагмент удалось обнаружить в директорской "зоне" пять лет назад. Чтобы пол был устойчивым к износу и в нем не протаптывались так называемые "муравьиные дорожки", вся современная мозаика выполнялась только из натурального мрамора. При этом каждый камешек рисунка укладывался вручную. В реставрационных мастерских мозаику набирали на гибкие сетки-матрицы размером 48 х 48 см. Готовые фрагменты отправлялись в театр, где их соединяли в единое мозаичное панно. Задачей реставраторов стало максимальное воссоздание исторических интерьеров. Зрители, которые придут в обновленное здание, смогут увидеть ту красоту Большого театра, которой любовались театральные завсегдатаи полтора века назад. Именно поэтому было так важно вернуть театру его венецианскую мозаику.

Продолжаются и реставрационные работы в зрительном зале. Мастера практически завершили воссоздание уникального живописного плафона-деки зрительного зала. Реставрация, не проводившаяся с 40-х годов XX века, затронула узлы ее деревянных подвесок, лаги потолка, несущие потолочные щиты и прочие элементы конструкции. Дека, отстоящая от потолка, усиливает вибрацию голоса певцов, и поэтому выполнение работ внимательно отслеживает специальная комиссия. Эта деталь реставрации также будет иметь огромное значение в работе комиссии ЮНЕСКО.

В Большом создается уникальная интеллектуальная инфраструктура. Это касается даже мелочей - например, противопожарного занавеса, который должен в случае чрезвычайной ситуации разделить сценическую и зрительскую зоны. Вес уникальной конструкции составляет более 30 тонн, и работы по его установке уже почти закончены. Ведь история преподносит свои уроки, и они бывают порой печальны. Большой театр часто страдал от пожаров, и дважды здание сгорало полностью. Поэтому еще архитектор Альберт Кавос, в 1856 году буквально поднявший здание из руин, писал в своих воспоминаниях, что одной из главных задач является необходимость применения самых современных на то время противопожарных технологий. По его расчетам, в случае пожара зрители смогли бы покинуть здание всего за одиннадцать минут. Для тех времен это было поразительное предложение, касающееся безопасности.

Но первый противопожарный занавес появился в Большом театре во время ремонта, сделанного в далеком 1928 году. Сегодня же современная уникальная огнезащитная система площадью более 400 кв. м в случае пожара опустится всего за тридцать секунд и отсечет зрительный зал от сцены.

Установленный занавес из огнезащитных материалов последнего поколения отвечает всем современным противопожарным требованиям. При возникновении пожара стальная конструкция шириной более 22 м и высотой 18 м автоматически опустится по сигналу датчика пожарной сигнализации и локализует очаг возгорания.

Эта технология поднимает уровень безопасности Большого театра на самую современную планку. Подобные технологии защиты от пожара активно используются во всем мире: такими системами оборудуются театры, музеи, вокзалы, художественные залы и хранилища. Для разработки этой системы для Большого театра были привлечены крупнейшие европейские специалисты и эксперты, обладающие обширным опытом в обеспечении пожарной безопасности театров и других важнейших культурных объектов.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...