Николь Кидман меняет пол
Из недр европейского кинорынка, соседствующего с Берлинале, поступила сенсационная весть: режиссер Лассе Халльстрем, постановщик сладостного "Шоколада" с Жюльетт Бинош и Джонни Деппом, теперь работает над "Девушкой из Дании". Расскажет фильм о мужчине. О первом в мире мужчине, предпринявшем в начале 30-х годов ряд операций по смене пола. Главного героя играет Николь Кидман. Режиссер с гордостью утверждает, что Кидман и как мужчина выглядит вполне убедительно...
Нашумевший немецкий "Ходорковский", из-за которого представители самого дисциплинированного в мире народа чуть не разнесли кинотеатр "Интернациональ" недалеко от Александерплатц, - это высказывание не политическое, но личное. Никакой пропаганды, никаких обличений, никакого патетического "закадра". В начале фильма режиссер Кирилл Туши объявляет правила: в Ханты-Мансийске на фестивале "Дух огня" он был так изнурен водкой, что решил поехать в места, где лишен свободы Михаил Ходорковский. Таким образом и начал заниматься темой "Олигархи и власть в сегодняшней России".
В целом программа фестиваля способствует умиротворению. Лидирует, несомненно, "Туринская лошадь" венгра Белы Тарра. 2 часа 30 минут на черно-белом экране дует очень сильный ветер, распрягают и запрягают коня (6 раз), варят картошку в мундире (4 раза), едят ее (4 раза) и произносят монолог по мотивам произведений Фридриха Ницше (1 раз). Фильм имеет отправной точкой событие, произошедшее с философом в 1869 году в Турине: Ницше увидел, как некий возница в бессильном отчаянии избивает застопорившегося коня, попытался спасти последнего, а потом слег с нервным истощением и остаток жизни провел в состоянии скорбной бесчувственности. "Туринская лошадь" - якобы реконструкция так недостающего нам знания о коне. О Ницше-то мы знаем.
Произведение Тарра, одного из крупнейших европейских киноавторов, - явный претендент на главный берлинский приз. Но вся эта морока с упряжью и ветродуем как главным инструментом стилистики находится в зоне не кино, а contemporary art. В любой уважающей себя галерее, на современном искусстве специализирующейся, есть это видео - черно-белое, туманное, с повторяющимися мотивами и действиями, меланхолично-монотонное. И так легко в него вчитать немыслимую одухотворенность...
А вот Рэйф Файнс не ждет от зрителя усилий по разгадыванию смыслов. "Кориолан" - дебют актера-звезды в кинорежиссуре - свободная экранизация шекспировской трагедии, но в первых 15 минутах расставляет все точки над i. Шекспир бестрепетно перенесен в наши дни. Речь будто об одной из актуальных горячих точек. Фильм снимался в Белграде, задействовано современное оружие, воины Рима и вольсков носят современную полевую форму. И дебатируется тут уже вопрос не о патрициях и плебсе, как в первоисточнике, а о судьбах и природе вполне современной демократии. Да и сам Файнс в роли Кая Марция Кориолана никак не может освободиться от ужасающих - буквально - манер его лорда Волдеморта из "Гарри Поттера".
В общем, захватывает это повествование, лишь пока знакомишься с его методом. А потом замечаешь, что современность шекспировским страстям жмет и в плечах узковата, и перестаешь беспокоиться. Есть тут, правда, смешные "рифмы судьбы": Ванесса Редгрейв играет тут мать Кориолана, женщину, приверженную милитаризму. И когда эта пламенная защитница "чеченского Гамлета" Закаева появляется в военной форме, веселишься от души...
Шекспир против демократии
Рэйф Файнс приехал в Берлин как дебютант: в конкурсе его первый режиссерский фильм. В "Кориолане" Файнсу пришлось режиссировать и самого себя - он играет главную роль. Что такое Шекспир сегодня, Файнс рассказал Виктории Белопольской.
известия: Как вы решились перенести "Кориолана" в сегодняшний день и к тому же находиться одновременно и в кадре, и за кадром?
Рэйф Файнс: Для меня нет вопроса, актуален ли "Кориолан" сегодня. Вольски там воюют против Рима точно так же, как, например, нынешняя Палестина против Израиля. А режиссура... Я играл Кориолана в театре десять лет назад и не разобрался в нем. Зато стал одержим этой трагедией - такой цельнометаллической. В ней нет ни капли лиризма.
и: Теперь вам удалось постичь замысел драматурга?
Файнс: Кажется, да. Во всяком случае, теперь для меня Шекспир своего рода политический памфлетист. Я вижу: он исследовал, как функционирует общество, как зарождается и действует лидерство. Сейчас я чувствую, насколько миру не хватает лидеров. Но ничего не поделаешь - демократия.
и: Вы разочаровались в демократии?
Файнс: Демократия - это равенство, а при равенстве все стремятся не раздражать друг друга. А Кориолан не хочет нравиться всем, он хочет быть эффективным. Он тоже отлит из металла.
и: Кориолану в нацистской Германии придавали сходство с Гитлером. Потом Брехт работал над марксистской адаптацией этой пьесы. И вот вы - про дефицит лидерства в современном мире...
Файнс: Не делайте из меня монстра. Недавно я снялся в романтической драме про графического дизайнера, влюбленного в уборщицу своей квартиры...