Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС России поразили хранилище авиатоплива воздушных сил Украины
Экономика
Путин поручил разработать дополнительные меры поддержки аграриев
Политика
В Госдуме указали на причастность НАТО к планированию ВСУ атак
Армия
Главком ВМФ РФ прибыл в Китай на симпозиум ВМС стран западной части Тихого океана
Мир
Зеленский подписал ограничивающий работу онлайн-казино на Украине указ
Армия
Силы ПВО сбили три украинских беспилотника над Белгородской областью
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Одессе и районе Черноморска
Общество
Военкор RT рассказал об идее создания Ереминым мурала в аэропорту Донецка
Мир
Пашинян заявил, что пограничники РФ покинут Тавушскую область после делимитации
Мир
В Польше организовали акцию против отправки войск на Украину
Общество
Суд избрал меру пресечения напавшему на журналистов «Известий» мужчине
Мир
В Израиле число солдат с боевыми психическими травмами достигнет 8 тыс. к концу года
Происшествия
В Москве мошенники похитили со счета 79-летней женщины 16 млн рублей
Общество
Минцифры предложило оказать поддержку близким военкора Еремина
Спорт
Бывшая первая ракетка мира Мугуруса объявила о завершении карьеры
Общество
Уровень воды в реке Ишим достиг 997 см и побил рекорд семилетней давности

Николь Кидман меняет пол

Программа нынешнего Берлинского кинофестиваля сверстана таким образом, что на первый план выходят новости, с фестивалем напрямую не связанные.
0
В Берлине уже посмотрели нашумевший фильм «Король говорит!» с Колином Фёртом и Хеленой Бонем Картер (фото: AFP)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Из недр европейского кинорынка, соседствующего с Берлинале, поступила сенсационная весть: режиссер Лассе Халльстрем, постановщик сладостного "Шоколада" с Жюльетт Бинош и Джонни Деппом, теперь работает над "Девушкой из Дании". Расскажет фильм о мужчине. О первом в мире мужчине, предпринявшем в начале 30-х годов ряд операций по смене пола. Главного героя играет Николь Кидман. Режиссер с гордостью утверждает, что Кидман и как мужчина выглядит вполне убедительно...

Нашумевший немецкий "Ходорковский", из-за которого представители самого дисциплинированного в мире народа чуть не разнесли кинотеатр "Интернациональ" недалеко от Александерплатц, - это высказывание не политическое, но личное. Никакой пропаганды, никаких обличений, никакого патетического "закадра". В начале фильма режиссер Кирилл Туши объявляет правила: в Ханты-Мансийске на фестивале "Дух огня" он был так изнурен водкой, что решил поехать в места, где лишен свободы Михаил Ходорковский. Таким образом и начал заниматься темой "Олигархи и власть в сегодняшней России".

В целом программа фестиваля способствует умиротворению. Лидирует, несомненно, "Туринская лошадь" венгра Белы Тарра. 2 часа 30 минут на черно-белом экране дует очень сильный ветер, распрягают и запрягают коня (6 раз), варят картошку в мундире (4 раза), едят ее (4 раза) и произносят монолог по мотивам произведений Фридриха Ницше (1 раз). Фильм имеет отправной точкой событие, произошедшее с философом в 1869 году в Турине: Ницше увидел, как некий возница в бессильном отчаянии избивает застопорившегося коня, попытался спасти последнего, а потом слег с нервным истощением и остаток жизни провел в состоянии скорбной бесчувственности. "Туринская лошадь" - якобы реконструкция так недостающего нам знания о коне. О Ницше-то мы знаем.

Произведение Тарра, одного из крупнейших европейских киноавторов, - явный претендент на главный берлинский приз. Но вся эта морока с упряжью и ветродуем как главным инструментом стилистики находится в зоне не кино, а contemporary art. В любой уважающей себя галерее, на современном искусстве специализирующейся, есть это видео - черно-белое, туманное, с повторяющимися мотивами и действиями, меланхолично-монотонное. И так легко в него вчитать немыслимую одухотворенность...

А вот Рэйф Файнс не ждет от зрителя усилий по разгадыванию смыслов. "Кориолан" - дебют актера-звезды в кинорежиссуре - свободная экранизация шекспировской трагедии, но в первых 15 минутах расставляет все точки над i. Шекспир бестрепетно перенесен в наши дни. Речь будто об одной из актуальных горячих точек. Фильм снимался в Белграде, задействовано современное оружие, воины Рима и вольсков носят современную полевую форму. И дебатируется тут уже вопрос не о патрициях и плебсе, как в первоисточнике, а о судьбах и природе вполне современной демократии. Да и сам Файнс в роли Кая Марция Кориолана никак не может освободиться от ужасающих - буквально - манер его лорда Волдеморта из "Гарри Поттера".

В общем, захватывает это повествование, лишь пока знакомишься с его методом. А потом замечаешь, что современность шекспировским страстям жмет и в плечах узковата, и перестаешь беспокоиться. Есть тут, правда, смешные "рифмы судьбы": Ванесса Редгрейв играет тут мать Кориолана, женщину, приверженную милитаризму. И когда эта пламенная защитница "чеченского Гамлета" Закаева появляется в военной форме, веселишься от души...

Шекспир против демократии

Рэйф Файнс приехал в Берлин как дебютант: в конкурсе его первый режиссерский фильм. В "Кориолане" Файнсу пришлось режиссировать и самого себя - он играет главную роль. Что такое Шекспир сегодня, Файнс рассказал Виктории Белопольской.

известия: Как вы решились перенести "Кориолана" в сегодняшний день и к тому же находиться одновременно и в кадре, и за кадром?

Рэйф Файнс: Для меня нет вопроса, актуален ли "Кориолан" сегодня. Вольски там воюют против Рима точно так же, как, например, нынешняя Палестина против Израиля. А режиссура... Я играл Кориолана в театре десять лет назад и не разобрался в нем. Зато стал одержим этой трагедией - такой цельнометаллической. В ней нет ни капли лиризма.

и: Теперь вам удалось постичь замысел драматурга?

Файнс: Кажется, да. Во всяком случае, теперь для меня Шекспир своего рода политический памфлетист. Я вижу: он исследовал, как функционирует общество, как зарождается и действует лидерство. Сейчас я чувствую, насколько миру не хватает лидеров. Но ничего не поделаешь - демократия.

и: Вы разочаровались в демократии?

Файнс: Демократия - это равенство, а при равенстве все стремятся не раздражать друг друга. А Кориолан не хочет нравиться всем, он хочет быть эффективным. Он тоже отлит из металла.

и: Кориолану в нацистской Германии придавали сходство с Гитлером. Потом Брехт работал над марксистской адаптацией этой пьесы. И вот вы - про дефицит лидерства в современном мире...

Файнс: Не делайте из меня монстра. Недавно я снялся в романтической драме про графического дизайнера, влюбленного в уборщицу своей квартиры...

Комментарии
Прямой эфир