Cтолицу и область объединят на бумаге
- Я считаю, что в перспективе укрупнение регионов возможно, - цитирует "ИНТЕРФАКС" высказывание Полтавченко на состоявшейся во вторник встрече с депутатами от регионов. - В том числе я имею в виду создание единого московского региона - агломерации, которая могла бы впитать в себя близлежащие территории.
Далее полпред добавил, что подобный вопрос возникнет "через семь или десять лет".
Тема не нова - на протяжении последнего десятилетия она то и дело поднимается экспертами и депутатами. Но, озвученная полпредом президента, вполне может перейти из области общих рассуждений в практическую плоскость. К тому же напомним, что в ряду первых заявлений Сергея Собянина в должности мэра Москвы была инициатива о тесном сотрудничестве с администрацией Подмосковья, о совместной работе над созданием транспортного узла и решении других проблем.
При этом идею, высказанную Полтавченко, московский мэр не поддержал.
- Все эти революционные объединения несут за собой большие политические издержки, - сказал Сергей Собянин в эфире "Эха Москвы" в среду. - Проще идти по пути интеграции деятельности органов исполнительной власти. Между правительством Москвы и Московской области налажен тесный контакт, отработаны вопросы взаимодействия. Ни в одной позиции нет противостояния, и я не вижу опасности появления их в будущем. Мы все понимаем, что не можем нормально жить и функционировать раздельно. Это касается и вопросов строительства, и транспорта.
Однако ряду экспертов объединение двух регионов представляется неизбежным. Директор Центра политической информации Алексей Мухин сделал из заявления Полтавченко далеко идущие выводы.
- Объединение Москвы и области принципиально отличается от предыдущих укрупнений регионов, - сказал он "Известиям". - При создании Пермского края и в других случаях руководствовались целью решить локальные социально-экономические проблемы. Здесь же речь может идти о политическом проекте российского масштаба - создании суперрегиона, в котором Москва является столицей государства, главным городом региона и финансовым центром. Прежний мэр пытался замкнуть управление всеми статусами Москвы на себя, и это шло ей во вред. Москва как финансовая площадка не должна обеспечивать деньгами хозяйственные задачи города - это несправедливо по отношению к остальной стране, подстегивает имущественное расслоение внутри Москвы.
- Будущий руководитель московской агломерации, - продолжает Алексей Мухин, - станет политической фигурой, а будущий мэр Москвы - хозяйственником. Убежден, что принципиальное решение об объединении уже принято.
Политолог Михаил Виноградов придерживается противоположного мнения.
- Слова Георгия Полтавченко о возможном объединении Москвы и области через семь или десять лет на деле означают, что тема объединения вообще снимается с повестки дня, - говорит Виноградов. - Другое дело, что нужна определенная интеграция в пределах ближнего Подмосковья. В первую очередь транспортная.
Именно транспортной интеграцией и озабочена управленческая структура, созданная Сергеем Собяниным. В первую очередь - департамент транспорта под руководством заместителя мэра Николая Лямова. Визит Собянина в здание правительства Московской области и беседа с губернатором Борисом Громовым 1 декабря во многом были посвящены этой теме.
Но для того чтобы обоим регионам хотя бы в этой части объединить свои усилия, нужно взаимно интегрировать Генплан Москвы и Схему территориального планирования Московской области (документ-аналог). Однако судьба принятого недавно московского Генплана неясна. Еще в ноябре Сергей Собянин создал градостроительно-земельную комиссию под своим руководством, одной из основных задач которой является пересмотр Генплана. На днях был отправлен в отставку директор НИиПИ Генплана Сергей Ткаченко. А Контрольно-счетная палата Москвы разместила на своем сайте отчет "О результатах обследования качества и эффективности реализации программно-целевого метода бюджетирования в городе Москве в 2009-2010 годах". Значительная часть отчета посвящена исследованию Генплана, от которого аудиторы не оставили камня на камне.
Алексей Мухин считает атаку на Генплан и заявление Полтавченко о московской агломерации звеньями одной цепи. По мнению Сергея Ткаченко, эти события могут быть не связаны между собой.
- Не думаю, что действующий Генплан отменят, - сказал "Известиям" отставленный директор. - Хотя он, конечно, требует изменений, как любой живой документ. На мой взгляд, начинать надо с внесения изменений в Градостроительный кодекс России. Нужно дать возможность - или обязать, это как решит законодатель, - регионам-соседям, таким как Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, разрабатывать совместный градостроительный документ. Потому что де-факто Москва вышла за свои административные границы. Сегодня Москве и области совместно развивать транспортную систему затруднительно. Генплан Москвы и Схему территориального планирования Мособласти трудно совместить друг с другом. Вплоть до того, что на одной и той же дороге в Схеме указаны две полосы, а в Генплане - три.