Зимовка на холодной родине


Свое название кликуны получили за свои громкие трубные крики-кличи. На рассвете и закате они летают вдоль реки, выбирают безопасные места для кормежек и отдыха, при этом громко переговариваются, словно обсуждая выбор.
Да, не удивляйтесь, часть лебедей Северо-Востока России не улетает осенью в теплые страны, а остается зимовать на холодной родине. Здесь более сытно и безопасно? Не знаю. Вряд ли...
По ночам лебеди сплавляются вниз по течению в поисках зарослей подводного шелковника, их излюбленной пищи зимой. А с берега за каждым их движением следят голодные росомахи и лисы, ждущие своего часа. Далеко не все лебеди доживают до весны - не раз приходилось мне находить их останки у берегов водотоков.
Но есть у них свои секреты. Есть места, где они могут укрыться. Февральская пурга часто перекидывает через незамерзающие камчатские реки и ключи снежные мосты, столь прочные, что человек спокойно переходит по ним русло. В снежных тоннелях лебеди переживают самые сильные метели. Есть один такой и недалеко от моего кордона - в протоке Долгая, богатой на подводные заросли шелковника. Из-за мощного притока более теплых подземных вод она не замерзает, а когда ее переметает снегом, вода течет в снежном тоннеле, который обжили лебеди. Там безопасно и нет ветра. Порой под снегом лебеди живут по несколько дней, доставая со дна свой излюбленный шелковник - в этом им помогает их длинная шея.
Для меня лебеди-кликуны - не простая птица, а символ чистого Севера, символ зимней Камчатки.
Когда я провожу длинные ночи в избушках заповедника, в которых к утру замерзает в ведре вода, когда вылезаю утром из теплого спального мешка и натягиваю холодную одежду, я часто даю себе обещание "завязать" с Камчаткой и устроить следующую "зимовку" во Флориде или Таиланде.
Пару раз бывало даже заезжал поздней осенью в райский субтропический уголок на Флоридщине, но ненадолго меня хватало - самое большое дней на десять - после чего обменивал билеты и от вальяжных аллигаторов спешил на Камчатку к холодным избушкам, в которых по ночам замерзает вода, к лебедям-кликунам, зимующим на суровой Родине, их волнующим трубным крикам. Спешил разбить в ведерке ледок, зачерпнуть в ковш воды со льдинками, умыться обжигающей влагой и знать, что впереди чудный морозный день, наполненный открытиями и встречами.