Долгое эхо Анны Герман
Юбилей Герман будут широко отмечать ее до сих пор многочисленные поклонники и все российские федеральные телеканалы. Немало людей, наверное, соберется у могилы Анны на евангелическо-реформаторском кладбище в Варшаве. Чья же она в большей степени артистка - советская или польская?
Эта полемика звучала и при жизни Герман, и после ее ухода в августе 1982-го. Ей самой, кажется, никогда не хотелось услышать однозначный ответ. Обширный репертуар Анны предназначался обеим странам. Вернее сказать, создавался преимущественно в Польше и Советском Союзе, а воспринимался фактически всем миром. Герман собрала десятки наград международных фестивалей в Старом Свете и получала контракты на гастроли в США, Канаде, Австралии. Там, на Зеленом континенте, ее сценическая карьера в 1980-м и окончилась. Прервав из-за плохого самочувствия серию выступлений в лучших залах Сиднея, она вернулась в Польшу, где врачи диагностировали рак. Два оставшихся года жизни Анна посвятила, по сути, подготовке к вечности. Изучала доставшуюся от бабушки Библию, сочиняла музыку к псалмам, молитвам и посланию о любви апостола Павла, а за несколько месяцев до смерти крестилась, примкнув к христианам-адвентистам седьмого дня.
Биография Герман началась с драматичных испытаний и завершилась пронзительной нотой. В бытийном ракурсе она - женщина, пронесшая дарованный ей свет сквозь череду страданий. Отца ее уничтожили в сталинских лагерях. Отчима убили на фронте. Родилась она в забытом богом унылом Ургенче Узбекской ССР и настойчиво, с мамой Ирмой, добиралась до своей кровной польской земли. Открыла в себе талант певицы (хотя и не готовилась к такому поприщу), достигла успеха, приглашения в Италию (личный импресарио, пресс-конференции, договор с крупным рекорд-лейблом) и в 1967-м молодая, на взлете, угодила в страшнейшую аварию. Перелом руки, ноги, ключицы, позвоночника, рана головы, изуродованное лицо. Две недели без сознания. Борьба за выживание и трехлетняя больничная эпопея. С чем эта стойкая пани выходит из ада? С "Надеждой".
В 1971-м она поет медитативную пахмутовскую песню смиренно и просветленно. Поет так, что сразу определяет ее в разряд наших эстрадных шедевров. Анна вообще становится после исцеления иной - чему тут, в принципе, удивляться? Пасторальная красавица, певшая в 1960-х о "танцующих Эвридиках", обретает стать, глубокий взгляд, интонацию мудрой женщины.
Внешне Анна выглядела восточноевропейской Далидой. В песнях же ее открылось столько трогательной силы духа и христианской благодарности, что ранг просто эстрадных шлягеров они очевидно переросли. Когда дошло дело до "Эха любви" - не в дуэте с Львом Лещенко, а в сольном германовском исполнении, - миллионы зрителей сполна прочувствовали всепобеждающую нежность великой певицы.
Через два года после смерти Анны 90-летняя Анастасия Цветаева опубликует в журнале "Звезда" мемориальное эссе. Где среди прочего вспомнит о нескольких фотографиях Анны Герман. На самой поздней певица уже неизлечимо больна. Цветаева пишет: "Я гляжу в ее взгляд. В который нельзя наглядеться, и мне, как и ей, в безнадежности этой начинает прорываться надежда - на что-то". На одном из экземпляров журнала Анастасия Ивановна сделала подпись для матери Анны: "С пожеланьем сердечного покоя в вере и познании, что разлука только временна, что будет день встречи и вечное пребывание вместе в Свете и Радости".