Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Ищите женщину

Если провести ревизию того, что называется городской скульптурой, то складывается впечатление, будто Екатеринбург - город воинствующих женоненавистников. Теток- памятников вызывающе мало! Запечатлены в цветном металле "невинно убиенная царевна" да безымянная комсомолка. В остальных случаях женские образы выполняют исключительно декоративную функцию - украшают фасады города…
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Самая партийная

Самая крупная скульптурная женщина в Екатеринбурге - комсомолка на Вознесенской горке. В 1997 году памятник комсомолу Урала вычеркнули из списка памятников федерального значения, понизив его статус до местного. Священнослужители, не стесняясь, называют монумент "бесовским памятником" и регулярно требуют снести шагающих на запад комсомольцев. Мол, не место им между двумя храмами. Пока батюшки добились лишь ликвидации лягушек с фонтана, которые за "комсомольцами" были. Если кто-то скажет, что уральских комсомольцев скульптор Сажин и архитектор Белякин содрали с "Рабочего и колхозницы", то мы укажем на основное различие этих монументов. Парочка с ВДНХ шагает зеркально, а екатеринбургская - в ногу и не поднявши руки вверх, а размахивая ими в такт. С возведением через дорогу Храма-на Крови комсомольцы заметно проиграли. До этого памятник господствовал над территорией, перед  молодыми людьми простиралось светлое будущее, прекрасная перспектива и значительная часть Екатеринбурга. Теперь их взоры упираются в стену церкви. Так что не совсем понятно, почему молодежь, марширующая от одной церкви к другой, вызывают досаду у священнослужителей. По их лицам видно, что люди они открытые, честные, светлые, их крепкие фигуры свидетельствуют о том, что они не пренебрегают физкультурой  и спортом. Такими "прихожанами", на наш взгляд, только бы и гордиться.

Самая царственная

Единственный персонифицированный памятник женщине в Екатеринбурге - да и то не цельный, а бюст - стоял на плотине городского пруда. Скульптурной головой город восславил Екатерину I, в честь которой и назван. Установили его по обязательному благоустроительному оброку. В 1883 году железнодорожники обустроили набережную и установили там два бюста: Петра I и его супруги - с надписью на постаменте: "Императрице Екатерине I, основательнице города Екатеринбурга". В апреле 1917 года солдаты, отправлявшиеся на фронт из глубины Сибири и Ачинска, устроили погром в Екатеринбурге. Сломать бюсты голыми руками не смогли даже в припадке революционного безумства. Потому добыли инструменты в мастерских, унесли царственные головы туда же и разбили паровым молотом. Вместо Екатерины на Плотинке установили непропорционально большую и задумчивую голову Мамина-Сибиряка. Создал ее не кто-нибудь, а сам Миназер - ваятель "Лениных" разных: сидячих, стоячих, по пояс и в бюст. На сегодняшний день памятника царице, именем которой назван наш город,  не существует.

Самая железнодорожная

"Шпалоукладчица" - так называется городская скульптура женщины, которая несет кувалду на территории железнодорожного вокзала Екатеринбурга. Вот на таких женщинах и держится вся наша железная дорога! Идея открыть около городского вокзала "музей под открытым небом" родилась у главного инженера управления дороги Олега Набойченко. Нужно было создать группу скульптур, чтобы каждая фигура выражала образы разных времен - всерьез и с улыбкой. Изваял "железнодорожницу" скульптор Юрий Крылов, член союза художников СССР. Подобного скульптурного новодела в Екатеринбурге в настоящее время хоть отбавляй, но группа "железнодорожных" фигур появилась в Столице Урала первая. Потому мы ее и отметили.

Самая небезопасная

Имя другой дамы, призванной украшать здание, известно точно - Муза. Ее бронзовое туловище при помощи штырьков прикреплено к фасаду Дома кино. Известно даже ее отчество - Антоновна, по фамилии отца-ваятеля, скульптора Андрея Антонова. Рассматривать ее лучше с противоположной стороны улицы, и не только потому, что "лицом к лицу лица не увидать", а еще ради безопасности.  Архитектор приспособил  скульптуру прямо над входом в культурное заведение, и она нависает своими килограммами над всяким туда входящим. Девушки нашего города любят назначать свидания у этой небезопасной дамы, чтобы испытать крепость чувства ухажера. Если молодой человек не побоится бетонной леди, у которой, кстати, не то что нижнего белья, а и ног-то толком нет, если дождется любимую - значит "правильный". Только парни городские не дураки: обычно стоят в сторонке.

Самая пышная

Самая привлекательная, на наш взгляд, "женская" скульптура Екатеринбурга (да не одна, а в компании с мужчиной) украшает фасад филармонии. Большевики уничтожили только герб России, красовавшийся между мужчиной и женщиной. А вместо него приспособили СССР-ский серп с молотом и колосьями. Высечена женщина из гранита во времена модерна. Тогда стройненькие были не в моде, потому и дама здесь пышная. В 1915 году в Екатеринбурге открылся концертный зал городского общественного собрания - благодаря  томскому архитектору Андрею Крячкову. Его выбрало местное дворянство, так как он получил первую премию за свой проект на всероссийском архитектурном конкурсе. Крячков обучался в Берлине и Париже. Видимо, там его и опьянило "духом модерна".

Самая фея

Насчет личности дамы, что с 1967 года летит вдоль фасада киноконцертного "Космоса", существуют разные версии. Ее называют и Аэлитой с волшебной палочкой, именуют Сиреной, ассоциируя с существом из Древней Греции. Культурные лица называют женщину дирижером и ассоциируют ее с Авророй. А официальное название этой женщины - "Летящая Муза", но об этом практически никто из посетителей "Космоса" не знает. Изобразили чеканный барельеф скульпторы Грачевы. Сейчас фея является логотипом ККТ "Космос" - на буклетах, сувенирной продукции и официальном сайте кинотеатра. Гости и жители нашего города по памяти смогут назвать лишь один отличительный элемент "Космоса" - летящую женщину.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...