Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В МИД РФ рассказали о переговорах с представителем ХАМАС
Мир
Сейм Польши вынес вотум недоверия правительству Моравецкого
Общество
Путин назвал освоение Арктики неоспоримым приоритетом
Мир
В Польше прием Путина в ОАЭ назвали подтверждением отсутствия изоляции Москвы
Мир
В США выразили надежду на возврат Украины «на первые полосы» из-за визита Зеленского
Мир
Прокат в США возглавила новая работа Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица»
Общество
Путин призвал распространить «Арктическую ипотеку» на участников СВО
Мир
Россиянину Тордену продлили срок заключения под стражей в Финляндии
Политика
В СФ указали на наплевательское отношение Украины к народу ради вступления в ЕС
Мир
В Финляндии допустили открытие границ с РФ при налаживании ситуации
Общество
Гендиректор РФПИ указал на подтвержденную эффективность вакцины «Спутник Лайт»
Мир
Минобороны предупредило о применении ВСУ химоружия из-за провала контрнаступления
Мир
На Украине заявили о договоренности по разблокированию границы с Польшей
Общество
ЦИК подтвердила возможность проведения выборов президента РФ в новых регионах
Мир
В Британии пообещали сохранить санкции против РФ после конфликта на Украине

Собрать взрыв по кусочкам

В ходе расследования теракта в "Домодедово" назначено несколько десятков экспертиз. Благодаря экспертам удалось установить личность террориста-смертника. Без людей в белых халатах, склонившихся над микроскопом, невозможно представить ни одно уголовное дело. О том, что могут эксперты, в интервью корреспонденту "Известий" Владимиру Демченко рассказал начальник Экспертно-криминалистического центра МВД генерал-лейтенант милиции Владимир Мартынов.
0
Эти «пояса шахидов» были изъяты у боевиков. Взорваться они не успели (ФОТО ИЗ АРХИВА ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА МВД)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

известия: Владимир Васильевич, первый вопрос, конечно, касается теракта в "Домодедово". Насколько реально установить происхождение взрывчатки, выйти на след террористов по тому, что осталось на месте взрыва?

владимир мартынов: Самого взрывчатого вещества остается ничтожно мало. Но важно не только оно. Большое значение имеют компоненты взрывного устройства - провода, распайки, поражающие элементы. Все это собирается буквально по крупицам - в том числе осколки из ран, элементы, изъятые из стен и потолка. Это частицы от 1 до 6 квадратных миллиметров. В идеале можно воссоздать все устройство. И чем оно сложнее, тем легче работать. У нас есть федеральная картотека с описанием самодельных взрывных устройств. Если семь признаков совпадает, то велика вероятность единого происхождения. По взрыву в "Домодедово" работают эксперты ФСБ. Но в нашу картотеку уже обращались...

и: И что удалось установить?

мартынов: Подробности раскрыть не имею права. Скажу так: кое-какие совпадения есть. В том числе и по семи признакам. А вообще, кроме прочего на осколках возможно найти частички грунта, травы, если при сборке устройство клали на землю. Или даже отпечатки пальцев. Все это может реально помочь в расследовании, и в ряде случаев удается дать следствию очень ценную информацию. Процент раскрываемости преступлений, связанных с криминальными взрывами и незаконным оборотом взрывчатки, в некоторых регионах России достигает 50 процентов, хотя 20-25% в общемировой практике считается хорошим результатом.

и: Но можно ли установить, что вот эту взрывчатку какой-то конкретный прапорщик продал? Или что она пришла из Афганистана или еще откуда-то? По номеру партии или еще по каким-то признакам...

мартынов: Нет, этого мы сказать не можем. По международной конвенции взрывчатка должна маркироваться, но это помогает до взрыва, а не после.

и: Хорошо, забудем на время про взрыв, поговорим об экспертизе вообще. Шерлок Холмс ей не пользовался - только дедуктивный метод. Какова сегодня роль экспертизы в расследовании уголовных дел?

мартынов: В целом - более чем в 70% расследований применяются данные экспертов. А по таким составам преступлений, как убийства, тяжкие телесные повреждения, разбои и грабежи, кражи с проникновением, экспертиза дает ответы на важнейшие вопросы в 85 процентах случаев. На месте происшествия всегда остаются следы преступления. Оперативники наших ребят обхаживают - лишь бы дали хоть какую-то зацепку. И у нас на каждого эксперта приходится по 16-18 раскрытых преступлений в год. Это очень высокий показатель.

2-3 миллиона потерпевших и свидетелей каждый год в судах отказываются от своих первоначальных показаний. По разным причинам. И тогда экспертиза становится чуть ли не единственным объективным доказательством. От нее не отмахнуться.

и: Какие виды экспертизы сейчас наиболее востребованы?

мартынов: У нас 47 направлений, по которым каждый год проводится 2,5 миллиона экспертиз и исследований. Наряду с традиционными - дактилоскопическими, трассологическими, баллистическими - в последние годы появляются новые виды. Это генотипоскопические, фоноскопические, судебно-экономические, компьютерные, экспертиза запаховых следов человека. К тому же постоянно появляются новые запросы. Курительные смеси сейчас - огромная проблема. Являются они наркотиком или нет. Мы разработали методику, и уже 18 смесей признаны наркотиками. А их в Америке какой-то умелец, причем выходец из наших, клепает. Так у него около 600 рецептов. Он один какой-то элемент меняет в химической формуле, и вот новая смесь. И чтобы признать ее наркотиком, нужно проводить исследование на животных и даже на людях. Выяснять, какое воздействие оказывается на человека. Это очень большая и сложная задача.

и: В свое время использование отпечатков пальцев совершило в криминалистике революцию. Такой же революцией грозило стать открытие ДНК. Она состоялась?

мартынов: И да, и нет. С одной стороны ДНК-анализ позволяет провести идентификацию человека практически со 100%-ной вероятностью, и за рубежом этот анализ работает очень хорошо. В Великобритании, например, с помощью базы ДНК раскрывается порядка 1000 преступлений в неделю. Но у них все это применяется с 1995 года, там все нарушители закона ставятся на учет. А мы только начинаем. Только в этом году нам выделили первые деньги на государственную геномную регистрацию. Удовольствие это очень недешевое, один ДНК-тест стоит 4-5 тысяч рублей. Поэтому мы применяем такой анализ только в тех случаях, когда другие методы испробованы и не принесли результата. Зачем из тяжелой артиллерии бить по воробьям. Но в дальнейшем этот вид исследований будет востребован все больше и больше. Так что нужно обеспечивать лаборатории необходимым количеством специалистов в области молекулярной биологии. А за прошлый год выполнено порядка 50 тысяч судебно-генетических экспертиз и исследований. Исследовано методом ДНК-анализа 55 тысяч объектов биологического происхождения, выполнено 25 тысяч исследований сравнительных образцов.

и: База геномной регистрации ведь в вашем ведении... Когда она наполнится, преступность, по идее, должна исчезнуть...

мартынов: Это если бы у каждого брали анализ при рождении, да и стоить это будет очень дорого. На сегодняшний день это нереально. Законодатели на это не пошли, и сейчас в базу заносится далеко не все. Прежде всего биологические следы с места преступления, данные осужденных за опасные и особо опасные преступления, за преступления против половой неприкосновенности. Плюс неопознанные трупы, которые другими методами нельзя было опознать. Есть еще добровольная регистрация. Это сделано для граждан - чтобы их легче было опознать при несчастном случае.

Использование этих данных дает очень хорошие результаты. Например, сравнив образцы, удалось установить подозреваемого, совершавшего насильственные преступления в разных районах Москвы и даже в Оренбургской области. Или объединить в одно дело 25 квартирных краж.

и: Были ли случаи, когда ДНК помогали установить, что за преступление человек был 20 лет назад невинно осужден? На Западе целые программы действуют...

мартынов: У нас такого пока не было.

и: В смысле нет такой программы?

мартынов: И программы нет, и, главное, нет объектов исследования. Если кто-то через суд обратится и скажет, что я, мол, не виноват, проведите экспертизу... Мы ее проведем без проблем. Но пока не было таких обращений. Наверное, все осуждены справедливо (смеется).

и: Есть ли какие-то предпосылки к новым революциям в криминалистике? Что-нибудь по масштабам сопоставимое с ДНК...

мартынов: Такого вряд ли стоит ожидать в ближайшее время. Но любой новый метод исследования, все достижения науки и техники мы стараемся внедрить. У нас каждый год появляется несколько новых приборов, которые делают наши исследования более точными. Вот я упомянул исследование запаховых следов. Тоже, кстати, очень перспективное направление. Ведь преступник может не оставить отпечатков пальцев или следов, пригодных для анализа ДНК. Но запах он все равно оставит.

и: Насколько я знаю, сейчас в качестве инструмента при работе с запахами используют собак...

мартынов: Да, в основном. Но можно взять и других животных. У нас, например, есть енот Василиса. Сейчас она спит, а с апреля включится в работу. Теоретически можно использовать и крыс, обладающих уникальным обонянием. Запаховые следы консервируются в специальных герметичных банках, которые хранятся в морозильных камерах. Иногда запахи годами ждут, когда появится возможность сравнить их с запахом подозреваемого.

и: Возможно ли выделить из запаха частицы вещества? Так, чтобы можно было исследовать и сопоставлять их под микроскопом.

мартынов: Наши ученые научились выделять такие вещества еще в 90-х годах. Это стабильные и специфичные для каждого человека пахучие вещества, представляющие собой жирные кислоты плазмы крови и пота. Они строго специфичны для каждого человека, в том числе для однояйцовых близнецовых пар. Но дело в том, что эти кислоты имеют сверхсложные ключи-изомеры запахового кода, расшифровать которые современная наука пока не в состоянии. Это миллиарды изомеров. То есть из каких цифр состоит код, мы знаем, но последовательность его комбинаций и длины от нас пока сокрыты. Хотя в будущем, возможно, с запаховыми следами можно будет работать так же, как с ДНК.

и: То есть тогда можно будет создать базу запахов в электронном виде и преступность точно исчезнет?

мартынов: Ну это в весьма отдаленном будущем. Это задача для следующих поколений. Кстати, а вы знаете, что кровь жертвы "запоминает" запах убийцы?

и: То есть?

мартынов: Вот так. Это так называемый "феномен пролитой крови". Кровь жертвы впитывает в себя запах преступника и, свертываясь, сохраняет его навсегда. Словно вопиет об отмщении за отнятую жизнь. Этот феномен очень широко используется при расследованиях. Вообще, повторюсь, исследование запахов - очень перспективное направление. Лаборатории есть в Москве, Ярославле, Самаре, Казани, Кирове, Волгограде, Барнауле, Абакане. Ежегодно проводится порядка 1600 экспертиз, и каждая третья экспертиза способствовала раскрытию и расследованию преступлений. В том числе в условиях неочевидности.

и: Возьмем преступления в сфере высоких технологий. Могут ли эксперты установить, откуда, например, пришел вирус?

мартынов: Скорее, это задача не экспертов, а оперативных сотрудников, но эксперты оказывают им в этом активное содействие. Наша задача исследовать данные на магнитном носителе, дать оценку следам, оставленным преступником, по возможности восстановить удаленную информацию. У нас есть оборудование, позволяющее в определенных случаях это сделать, даже если диск сломан или данные стерты.

и: Да, только если они не затерты другими данными...

мартынов: Знаете, даже в этом случае не все потеряно. Да-да, не удивляйтесь.

и: Возвращаясь к теракту в "Домодедово"... В 1977 году тоже были взрывы в московском метро. И тогда по скороварке удалось выйти на организаторов из Еревана. Сейчас такое возможно?

мартынов: Только не по скороварке, а по утятнице. Мы сейчас в общем-то занимаемся тем же самым. Тогда вся страна подключилась к расследованию, все правоохранительные органы, что позволило провести расследование в течение года. Сейчас правоохранительные органы имеют богатый опыт, что позволяет надеяться на успешное раскрытие преступления, связанное со взрывом в "Домодедово".

P.S. В заключение Владимир Васильевич попросил через "Известия" поздравить коллег с приближающимся праздником: 1 марта - 92-я годовщина образования экспертно-криминалистических подразделений в органах внутренних дел.


Террорист пришел с повинной

Один из причастных к взрыву в стрелковом клубе в Москве добровольно явился в Следственный комитет - крайне редкий случай. Всего же по этому делу задержано 10 человек. Следствие считает, что группа готовилась провести в новогоднюю ночь серию терактов в центре столицы.

В минувшую среду в Следственный комитет России (СК РФ) явился человек и сознался в том, что причастен к взрыву в спортивно-стрелковом клубе на улице Головачева в Москве. Его зовут Артур Магомедов. Взрыв, напомним, произошел 31 декабря в гостевом домике при клубе, погибла одна женщина. С самого начала следователи подозревали, что погибшая - скорее всего смертница, которая случайно привела взрывное устройство в действие.

- В отношении Магомедова Басманным судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, - сообщил "Известиям" официальный представитель СК РФ Владимир Маркин. - Ему предъявлено обвинение. В рамках этого уголовного дела задержаны еще девять лиц, семи из которых уже предъявлено обвинение. В ближайшее время обвинение планируется предъявить всем арестованным.

В суде Магомедов сообщил, что родился в 1975 году в Иркутской области, зарегистрирован в Дагестане, а фактически проживал в Ставропольском крае. Не работает, в браке не состоит, детей не имеет. В 2006 году был осужден за незаконный оборот оружия. Получил пять лет общего режима, но, отбыв 3,5 года, вышел по УДО.

По данным следствия, преступная группа планировала совершение теракта в канун новогодних праздников, она была создана в ноябре-декабре в Дагестане. Оттуда в Москву приехали две смертницы и их пособники, которые привезли два самодельных взрывных устройства.

Владимир Николаев

Комментарии
Прямой эфир