Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Важнейшим из искусств для нас является 3D

Опасение многих российских кинематографистов, что государственное финансирование отрасли будет сокращено, не подтвердилось. На заседании Совета по развитию отечественной кинематографии под председательством Владимира Путина премьер сообщил, что в 2011 году на кинематограф будет выделено больше денег, чем в 2010-м. Но не все проблемы решаются путем финансовых вливаний.
0
Никита Михалков и Александр Сокуров посреди трудного диалога (фото: Сергей Мамонтов/"Известия")
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Ранее, как известно, все государственные деньги, выделяемые на кино, распределялись через Министерство культуры. В 2010-м, когда начала осуществляться реформа, за Минкультом были оставлены функции поддержки артхауса, анимации, документалистики, фестивального движения. Остальные средства были переданы Фонду кино. Целью этой появившейся в прошлом году организации должно стать создание киноиндустрии. То есть, в идеале, 8 компаний, получивших приоритетное государственное финансирование, будут производить картины, способные привлечь зрителей и принести прибыль. Благодаря чему - через несколько лет - уже и артхаус сможет существовать не только благодаря государственным вливаниям, но и за счет тех денег, которые студии зарабатывают на прокате мейнстрима.

Пока этот идеал кажется малодостижимым. При том, что в 2010-м общие сборы кинотеатрального проката резко выросли и впервые в новейшей российской истории превысили миллиард долларов, доля отечественного кино снизилась примерно до 15%. В связи с чем в кулуарах вновь возникла тема ввода протекционистских мер. Однако премьер категорически отказался вести разговор о квотировании и любых других искусственных препонах к попаданию на наши экраны зарубежных картин. С его точки зрения вопрос конкуренции с Голливудом надо решать другими способами, в том числе и созданием инфраструктуры для более адекватного проката отечественных фильмов.

Одним из основных моментов в выступлении Владимира Путина были слова о том, что в России необходимо удвоить количество экранов. Ведь именно из-за нехватки современных кинотеатров многие картины, в том числе российские, недобирают в прокате. Процесс строительства новых кинотеатров и переоснащения старых бурно шел в конце девяностых - начале нулевых, потом начал притормаживаться. В результате, если в столицах и городах-миллионниках появилось достаточное количество современных залов: с удобными креслами, системой dolby, а в последний год и с оборудованием под 3D, то жители малых городов вообще лишены возможности ходить в кино.

Один из способов преодоления этой ситуации предложил на заседании Федор Бондарчук: создать сеть цифровых кинотеатров в городах с населением менее 400 000 человек. На самом деле это будут даже не кинотеатры, а мультимедийные культурные центры.

Но сколько бы ни было залов в стране, с лучшими зарубежными образцами может конкурировать только качественное российское кино - фильмы, в которых рассказаны истории, способные заинтересовать и взволновать зрителя. А занимательная история в кино - это прежде всего сценарий. Но именно с драматургией у нас в последнее время - утверждают в один голос и продюсеры, и режиссеры - возникли очень серьезные проблемы. Именно поэтому Сергей Сельянов, говоривший на заседании о кинообразовании, посвятил свой доклад профессиональной подготовке сценаристов.

Что же касается не специального, а общего образования, то оно во многом зависит и от фильмов, которые человек смотрит в детстве. Поэтому особое внимание уделили теме детского кино. Теперь в создании таких фильмов будет принимать участие и фонд, что позволит увеличить финансирование детских картин.

* * *

Как обучать сценаристов

Доклад Сергея Сельянова был посвящен проблеме образования в кино. Вот что рассказал нашей газете известный продюсер, руководитель кинокомпании "СТВ". Ассоциация телекинопродюсеров и Фонд кино составили 30-страничную аналитическую записку о состоянии кинообразования в России. В справке речь шла о всех профессиях, связанных с кинематографом, но я остановился подробно на подготовке сценаристов - как на пилотном и наиболее важном в данный момент сегменте. У нас существует операторская школа, но нет ни сценарной, ни режиссерской. Понятно, что без таланта никуда, но это во многом и вопрос методик. Правильно структурировать сценарий - это то, чему можно научить. Научить, условно говоря, делать нормальную табуретку с четырьмя ножками одинаковой длины. А у нас сейчас две ножки - уже счастье. Бывают, конечно, исключения - когда люди интуитивно и, основываясь на каких-то западных и лучших российских образцах, создают не только талантливые, но и грамотные сценарии. Но это редкость. Для освоения этих методик, я полагаю, надо привлекать специалистов, в первую очередь американских - но и не только. Мое выступление сопровождалось коротким диспутом - не всех прельщает идея учиться писать сценарии у американцев. Тему образования на заседании изящно завершил Валерий Тодоровский, который предложил в региональных университетах создать "места силы", куда могли бы стекаться одаренные молодые люди и обучаться кинематографу.

* * *

Детских фильмов станет больше

Исполнительный директор Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии Сергей Толстиков рассказал "Известиям" о своих впечатлениях от заседания совета.

Владимир Путин сразу заявил, что ни квотирования, ни каких-либо других искусственных преград к доступу зарубежного кино на наш рынок быть не должно. Конкуренции американскому кино можно добиться только качеством наших фильмов. Вот о том, какие шаги, в том числе инфраструктурные, должны быть предприняты к достижению этого качества, и шла речь.

На мой взгляд, на этом заседании произошло много важных вещей. Во-первых, мы сказали о том, что необходима система, при которой сумма господдержки на кино должна составляться не произвольно, а быть привязанной к определенным параметрам. Это дает возможность прогнозирования развития отрасли хотя бы на ближайшее будущее.

Во-вторых, прозвучала достаточно серьезно тема с кинопоказом. Был представлен проект "Киноклуб" Федора Бондарчука, Эдуарда Пичугина и Сергея Сельянова, который предполагает строительство цифровых кинотеатров в малых городах. Но тут важно понимать, что есть регионы, где можно коммерчески вытащить этот показ, а есть регионы, где, возможно, не будет больших убытков, но уж и прибыли точно не предвидится. И в создание там инфраструктуры кинопоказа должно прийти государство. Есть критики этой системы, которые говорят: "Вот мы построим кинотеатры, а туда придет американское кино". Да, это так. Но вслед за американским придет и наше. А отказ от строительства означает, что люди в этих населенных пунктах вообще останутся без возможности смотреть кино на экране.

Я очень доволен тем, что была поднята тема образования в кинематографе. Остро и оригинально выступил Валерий Тодоровский. Привел пример 26-летнего уфимского парня Романа Каримова, про которого никто ничего не слышал, а он показал на фестивале в Выборге свой фильм "Неадекватные люди" и получил все главные призы. Нам очень важно, чтобы такие ребята не потерялись, могли найти свой путь в кинематограф, наладить коммуникации с ними.

Была также поднята тема детского кино, и было решено, что не только Министерство культуры, но и фонд сможет принимать участие в создании детских фильмов.

В поисках нежности к российскому кино

В повестке дня Совета по развитию кинематографии значилось пятиминутное выступление режиссера Бориса Хлебникова. Заседание оказалось настолько насыщенным, что до Хлебникова очередь не дошла. Зато он высказал свои соображения обозревателю "Известий" Ларисе Юсиповой.

известия: О чем вы собирались рассказать премьер-министру и своим коллегам?

борис хлебников: Во-первых, о Киносоюзе, председателем которого я являюсь. Он зарегистрирован в сентябре прошлого года. Сейчас у нас 150 членов и еще 200 заявлений на прием. Планируется, что он станет союзом киногильдий и основная его деятельность будет профсоюзной. Кроме того, надеемся, что он сможет стать дискуссионной площадкой и неким аналитическим центром. И первое, что мы планируем, - выбрать 30 человек, не обязательно из числа Киносоюза, экономистов, продюсеров, режиссеров, и провести в четыре апрельских дня деловую игру. Когда люди разделяются по группам и разрабатывают схемы проката и образования.

и: Какой бы вы лично хотели видеть схему проката?

хлебников: В чем-то похожей на французскую, но адаптированную под наш рынок. Это и предстоит решать серьезным компетентным людям. Думаю, речь может пойти и об отчислениях с проданных билетов в фонд развития кинематографа, и о налоговых льготах для кинотеатров, которые показывают отечественное кино. Во Франции, кстати, существует запрет выхода зарубежного фильма в тот день, когда выходят французские картины...

и: Ну уж нет! Вы видели фильм "На крючке", например? И вы хотите, чтобы его появление перекрыло дорогу "Зеленому шершню" Гондри, "Черному лебедю" Аронофски, "Таинственному незнакомцу" Аллена, "Железной хватке" братьев Коэн, лауреату "Золотого глобуса" - "Детки в порядке"? Все, что я называю, это репертуар российских кинотеатров ближайших двух недель.

хлебников: Я не об этом говорю. Могу перечислить российские фильмы, которые при более нежном к ним отношении собрали бы гораздо большие деньги: обе картины Попогребского, например. Фильмы Балабанова не добирают деньги катастрофически. Та же Германика. А если говорить о телевидении, то во Франции такие картины выходят не в полночь в "Закрытом показе, а в прайм-тайм, перед ними выступает кинокритик, и все это идет без рекламы. Как это адаптировать к нашим реалиям, пока не знаю. Надеюсь, что в апреле наши мудрецы найдут рецепт.

На заседании мне хотелось сказать о том, что надо сохранить Министерство культуры, чтобы оно не стало совсем уж ущемленным придатком к Фонду кино.

и: Но вы же понимаете, что его "ущемили", поскольку коррумпированность уже зашкаливала?

хлебников: Это другой вопрос. Но не может существовать кинопроизводство без лаборатории, которую и поддерживает Минкульт. Если убить лабораторию, производство умрет. Еще один важный вопрос: с денег фонда снято налогообложение. Они все идут на производство. А когда мы получаем, например, миллион долларов от Министерства культуры, сразу отдаем 20 процентов налогов. Можем ли мы на оставшиеся 800 000 нанять хороших актеров и профессиональную съемочную группу? Уже нет. И последнее - не важно, кто этим сейчас займется: телевидение, фонд или Минкульт, но на ситуацию разгула национализма необходимо прореагировать - циклом ли фильмов, документальных или художественных, программой на телевидении. Только это не должны быть, условно говоря, былины из жизни северных народов. Это должны быть современные фильмы, которые знакомят не знакомых друг другу людей.

* * *

В нашем прокате побеждает Голливуд

Не зря российские продюсеры обеспокоены положением дел в прокате, а некоторые из них даже требуют протекционистских мер. Доля российского кино в отечественном прокате упала катастрофически. Так, например, выглядит десятка самых кассовых фильмов на наших экранах в 2010 году. Сборы указаны по России и странам СНГ.

1. "Аватар" (117,1 млн долларов)

2. "Шрэк навсегда" (51,4 млн)

3. "Алиса в Стране чудес" (42,1 млн)

4. "Сумерки. Сага: Затмение" (26,4 млн)

5. "Гарри Поттер и Дары смерти: часть первая" (25,8 млн)

6. "Битва титанов" (24,6 млн)

7. "Как приручить дракона" (23,5 млн)

8. "Рапунцель: Запутанная история" (23,2 млн)

9. "Наша Russia: Яйца судьбы" (22,2 млн)

10. "Мегамозг" (22 млн)

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...