Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Заяц и Конфуций

Настоящий год Зайца, как известно, наступил вовсе не 1 января, а в ночь со 2 на 3 февраля. В Китае, украшенном зайцами в немыслимых количествах, наступил главный и всеобщий праздник: десять дней никто не работает, зато все едят без меры. За пределами КНР китайцев живет минимум 20 миллионов, и у них творится то же самое.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Когда в начале века доклад национального совета по разведке США, прогнозировавший ситуацию до 2015 года, заявил, что глобализация будет иметь "азиатское лицо", кого-то это, наверное, удивило. Но вот простой факт: кто в нашей стране имел хоть малейшее понятие об "азиатском новом годе" еще 50 лет назад? А столетие назад? Какие еще заяц, тигр или собака - о чем речь? Сейчас про зайца и пр. знает минимум полмира, а еще мир завоевывает китайская еда, кино и многое другое.

Но как насчет сознательного, направляемого Пекином продвижения по всему миру китайских ценностей (да, да, мы переходим к политике)? Да ничего похожего на то, что уже несколько столетий делают европейцы и их американские отпрыски. Пиар-операции Китая в США, например, есть. Но это стандартная информационная работа, ее ведут все - от Андорры до Ямайки. А так, чтобы в глобальном масштабе пропагандировать свои, отличные от американских или африканских, подходы к жизни, управлению государством, устройству общества, - ничего подобного. Ну, есть институты Конфуция, подобные институтам Гете из Германии - учат желающих китайскому языку. Который сейчас реально нужен.

Идеологическая неагрессивность за пределами страны - черта китайской цивилизации. И ничто так этот факт не иллюстрирует, как случившаяся в прошлом году история с присуждением премии Конфуция. В тот самый день, когда в Осло в начале декабря прошла церемония невручения Нобелевской премии мира китайскому диссиденту Лю Сяобо (которого так и не выпустили из тюрьмы), из Пекина донеслись странные новости. Якобы там прошла церемония вручения некоей международной премии имени Конфуция, которая присуждена почетному председателю партии Гоминьдан на Тайване, Лянь Чжаню, за усилия по примирению "двух Китаев".

Тогда казалось, что нет в мире примера большей идеологической тупости, чем этот. А дальше выяснилось: премия Конфуция была частной инициативой группы пекинских научных работников, подговоривших пару друзей из деловых кругов выдать на это дело $10 тыс. (Да, для тех, кто еще имеет иллюзии насчет "тоталитарности" китайской власти, - в Китае сейчас возможно все.) История эта вызвала ярость китайского руководства, потому что идея международной премии Конфуция вообще-то давно циркулирует в дискуссиях, и вот группа жалких клоунов связала ее с Нобелевкой и все испортила.

Итак, учреждение настоящей премии Конфуция еще будет обсуждаться. Может, она родится в год Зайца? И что эта премия принесет миру?

Информация к размышлению: имя Кун Фу-цзы (последние два слога - почтительное обращение) было латинизировано в Европе как "Конфуциус". Сын военнослужащего, настоящее имя - Кун Цю, родился в 551 г. до н. э. в княжестве Лу (Шаньдунский полуостров), скончался в 479 г. до н.э. Учитель, странствующий философ, глава администрации города Чжунду, министр уголовных дел княжества Дин, глава администрации княжества Лу. Собственноручно написанных книг не оставил, все они сделаны его учениками и последователями. Увлечения: старинная музыка и поэзия.

Классическая китайская философия, не считая школы Лао-цзы, практически целиком посвящена тому, чем занимался и Конфуций: этике - отношениям между людьми, устройству общества, управлению государством. И здесь учитель Кун сформулировал идеи, кажущиеся до смешного простыми - и неоспоримыми. Например, что общество должно быть пронизано взаимными моральными обязательствами: отца к сыну и сына к отцу, правителя к подданному и наоборот. Что моральные качества надо воспитывать. Что управлять людьми может только достойный, хорошо образованный человек (а это для многих - чистая крамола).

Не то чтобы Китай управлялся в последовавшие два с половиной тысячелетия "по Конфуцию". Скажем так, не всегда. Но идеал правильного общественного устройства, основанного на морали и образованности, остается там до сих пор. Его не сломал даже Мао Цзэдун - а ведь как старался!

Не то чтобы эта идеология была прямо противопоставлена европейской или американской. Она скорее существует в ином измерении. Но ведь она интересна, а вдобавок экономическое и политическое развитие Китая за последние годы как-то настраивает минимум к любопытству. Кстати, в России количество переводов и изданий книг Конфуция сравнимо с "Фаустом" Гете и "Гамлетом" Шекспира...

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...