Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Пока манежат цирк

Директор и художественный руководитель Цирка в Автово Виктор Франке признается, что из всех цирковых жанров больше всего любит клоунаду. Поэтому в первой программе, поставленной Франке, участвовали только клоуны, и называлась она "Короли манежа". В планах Виктора Франке - создание Цирка сказки. Об этой идее цирка для детей, а также о реальных проблемах современного цирка он рассказал в интервью журналисту Татьяне Болотовской.
0
(Рисунок: CARTOONBANK.RU/ ВЯЧЕСЛАВ ШИЛОВ)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Известия: Почему, на ваш взгляд, такое невнимание к цирку со стороны прессы? Мало кто из зрителей знает цирковых артистов, если те не принимают участия в телевизионных шоу.

Виктор Франке: В советское время о цирке, как о любом другом искусстве, писали много. В цирк приходили журналисты, критики, которые разбирались в цирковом искусстве, освещали различные программы, брали интервью у цирковых артистов. К тому же тогда у людей было мнение, что цирк в денежном плане дело самодостаточное. Сегодня к цирку относятся как к третьесортному искусству.

И: Почему? Хотя, честно говоря, сама могу ответить на этот вопрос: качество программ, увы, в основном оставляет желать лучшего.

Франке: Я бы так огульно не говорил, но в целом вы правы. Хотя у нас много прекрасных актеров. Мне кажется, причина еще и в том, что цирковое искусство в России никому не адресовано - вернее, адресовано всем и никому.

И: У цирка нет целевой аудитории?

Франке: Именно! Нынче мы расслоились, как в сепараторе. У нас нет единой системы координат, и цирк потерял "адресность". Для кого мы работаем: для мамы, папы, бабушки, дедушки, для детей? Мы должны удовлетворить всех. А ведь что получается? Когда по манежу бегают размалеванные клоуны, ребенку интересно, а родители скучают. Выступает гимнастка - ребенку скучно, папе интересно, а маму раздражает. Или вышел атлет с гирями, тогда папа говорит маме: "Пойдем, надоело уже".

При этом огромное количество западных исполнителей приезжает в нашу страну. Китайский цирк, Цирк дю Солей - было все. Копперфильд приезжал - с вагонами, фурами, пультами, самолетами с аппаратурой. И зайдите к нам в цирк - посмотрите, что за аппаратура там, какое техническое оснащение. А ведь можно просто остаться дома и смотреть телевизор.

И: На Западе цирк считается искусством больше для взрослых, чем для детей. У нас же не принято ходить в цирк без детей.

Франке: У нас действительно воспринимают цирк как искусство для детей. Так сложилось. Мне кажется, это нормально, так как по большому счету у нас для детей мало что делается, а если делается, то делается плохо. Если говорить о цирке, то в любой программе, как правило, есть необходимый набор животных. И при покупке билетов зрители чаще всего спрашивают, какие в программе животные и есть ли клоун. О фамилиях, именах артистов речи не идет. Зрителям даже не очень важно, какие трюки делают животные, поскольку у большинства людей требования невысокие, но это не их вина - опущена планка.

Я много работал на Западе. Недавно пробыл полгода в Германии, посмотрел лучшие цирки Франции, Швейцарии. У них при среднем уровне цирковых программ залы забиты битком. И я так думаю, что зрители на Западе не сравнивают цирк с ТВ-шоу, с клипами. Они понимают, что это совсем другая история. 10-15 процентов из артистов, работающих в западных цирках, - наши артисты. Хотя, безусловно, есть и очень хорошие западные. Кстати, в январе мы с сыном поедем в Монте-Карло на цирковой конкурс, который проводит прин­цесса Монако Стефания.

И: А как вы пришли в цирк?

Франке: Мои родители работали в цирке, они были дрессировщиками. С детства, как и большинство цирковых детей, жил на манеже. И даже не предполагал, что есть другая жизнь. Для меня жизнь сводилась к цирку, потом уже стал понимать, что существует нечто другое, но было уже поздно.

И: Почему же вы закончили ГИТИС, а не цирковое училище?

Франке: Я очень хотел быть клоуном, но не мог поступить в цирковое училище по состоянию здоровья - у меня плохое зрение. А тогда, надо сказать, в цирковые училища был огромный конкурс - 150 человек на место, отбирали, как в космос. И я поступил в ГИТИС и окончил режиссерское отделение, цирковой факультет. Думал, что все равно сделаю себе программу и буду работать клоуном. Но постепенно стало что-то получаться в режиссуре. При том, что тогда была золотая плеяда клоунов - Попов, Никулин, Карандаш, Енгибаров, Марчевский, Куклачев.

И: Как получилось, что в СССР были потрясающие клоуны? Можно сказать, звезды. Может, из-за сатиры? Ведь гласности тогда не было.

Франке: Не сказал бы, что только из-за этого. В то время государство очень серьезно поддерживало цирк. Тогда понимали его значимость, важность для массы людей. Мы "обслуживали" огромное количество зрителей. Если сотый спектакль в театре отмечают как большое торжество, то цирковые артисты работают всю жизнь, представьте, сколько у них спектаклей. Когда мы работали в Японии, то за полтора года сделали 1300 спектаклей.

И: Как сегодня государство поддер­живает цирк?

Франке: Если бы никакой под­держ­ки не было, загнулись бы. Но хотелось бы чуть больше внимания. Уверяю, это отдалось бы сторицей: каких-то людей цирк может оттянуть от наркотиков, от улицы, кому-то просто улучшить настроение. Люди, хотя бы на время, что идет программа, забывают о своих проблемах. Это уже счастье!

И: Как вы стали директором Цирка в Автово?

Франке: Генеральный директор Российской цирковой компании народный артист России Александр Дмитриевич Калмыков позвонил и сказал: "Витя, я хочу, чтобы ты стал директором в петербургском цирке в Автово". А когда Калмыков сказал, что поддерживает мою идею создания Цирка сказки, я согласился. И ответил ему, что если будет поддержка Росгосцирка, то готов работать в этом цирке дворником, лишь бы все получилось.

И: Расскажите подробней про Цирк сказки.

Франке: Это цирк именно для детей, в котором каждый день будут идти разные сказки. Например, в понедельник "Чипполино", во вторник - "Бременские музыканты", в среду - "Приключения Буратино", в четверг - "Остров сокровищ".

И: Есть ли у вас любимая сказка?

Франке: Все сказки любимые. Наверное, один из моих самых любимых авторов - Юрий Карлович Олеша. Я был знаком с Суок, работал в кабинете Юрия Олеши, когда писал сценарий спектакля "Три толстяка" для цирка. И жена Юрия Ольга Густавовна дала мне второй вариант сказки "Три толстяка". Этот ремейк был написан Олешей уже в 1940-е годы. И в произведении была затронута тема фашизма, сталинизма. Там был такой момент: герои смотрят в зеркало и меняются головами. Вообще, про эту пару - Олешу и Суок - я могу рассказывать бесконечно. Он великолепный писатель, она потрясающая женщина, которая была очень интересным рассказчиком.

И: В программе "Короли манежа" участвовали только клоуны. Клоуны иллюзионисты, жонглеры, гимнасты. Многие недолюбливают клоунов. Называют их кривляками, лицедеями.

Франке: Слово "лицедеи" очень красивое. За ним стоят хорошие имена, настоящие артисты. Кстати, в Америке комики - это высший актерский разряд, а клоунами называют тех, кто ходит по дням рождения. Клоуны - ряженые кривляки. В нашей программе нет размалеванных клоунов. Будем говорить на американский манер - у нас шоу комиков. Если на два часа мы отвлекли людей от насущных проблем, подарили хорошее настроение, то свою работу сделали. На первое представление пригласили социально незащищенных людей Кировского и Василеостровского районов. На другие представления сделали билеты по 100 рублей для всех пенсионеров, инвалидов, многодетных семей. Ведь эти люди особенно нуждаются в празднике.

На манеже клоун смеется, веселит публику, а за кулисами, когда остается один, грустит и плачет, а зрители не видят его слез. Это весь сюжет, который используется в искусстве по поводу клоунов. Мы в своем спектакле говорим о том, что клоуны - это уникальная актерская профессия, исчезающая на наших глазах. Что клоунов пора заносить в Красную книгу и повесить на каждого табличку "Охраняется государством!", поэтому наш клоунский спектакль получился немного грустным. В программе принимали участие лучшие клоуны. Олег Васильчук: у него огромный иллюзионный аттракцион, в котором используются трюки легенды циркового искусства Гарри Гудини. С тех пор, как Гарри исполнял свои фокусы, прошло около ста лет, их передавали "из уста в уста", они описаны во многих учебниках по цирку. А мы в программе раскрываем секреты некоторых фокусов. При этом все делаем с юмором. Андрей Машонкин и его сын Иван Артамонов - удивительные комики, владеющие многими цирковыми жанрами.

Клоуны Шиндровы из старого Московского цирка на Цветном бульваре. Петербургский театр "Маска" - они работают на ходулях, старинных велосипедах-"пауках". Петербургский клоун Виктор Яценов был влюблен в Енгибарова, подражал ему. Мы с ним сделали очень хороший эпизод о клоуне, который постарел, балерины выкатывают его в инвалидной коляске, а он, услышав аплодисменты публики, вновь становится юным и полным сил!

И: Кстати, в шоу "Кортео" Цирка дю Солей тоже рассказывается история клоуна.

Франке: У нас лучше! Там похороны клоуна, а у нас возрождение. Клоуны - вечно молодые, несмотря на возраст и физическое состояние. У нас разный подход с дю Солей. У них тоже есть замечательные спектакли. Например "О" - шоу на воде. Пока с дю Солей работал Франко Драгоне, дю Солей был прекрасен, а теперь они показывают нам "Кортео"…

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...