Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Политика
В Госдуме высказались об условиях расширения БРИКС
Мир
Байден подписал пакет законов о дополнительной военной помощи Украине
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Мир
Пентагон сообщил о выделении Украине пакета военной помощи на $1 млрд
Мир
Шольц указал на отсутствие состояния войны России и НАТО
Мир
СМИ сообщили о подготовке Швеции к ударам по энергетике в случае войны
Мир
Лукашенко избрали председателем VII Всебелорусского народного собрания
Мир
В США предложили продлить программу ленд-лиза для Украины
Мир
Власти Германии и Британии заявили о планах усилить присутствие в Прибалтике
Мир
Совбезы РФ и Ирана заключили меморандум о взаимопонимании
Мир
Байден заявил о выделении США гумпомощи Газе в размере $1 млрд
Общество
Депутаты внесли законопроект о мерах безопасности на зрелищных мероприятиях
Мир
Кассационный суд Франции признал вину экс-премьера Фийона в фиктивном трудоустройстве
Армия
Испытания ракетно-космического комплекса «Рокот» начнутся в конце 2024 года
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Власть тьмы

Националисты, участвовавшие в акции футбольных болельщиков, спровоцировали массовую драку. В самом центре Москвы собралось около пяти тысяч молодых людей. Выкрикивая националистические лозунги, они вступили в силовое столкновение с правоохранительными органами. В итоге 29 человек, в том числе сотрудники ОМОНа, получили травмы. В отделения милиции были доставлены 65 участников беспорядков. Произошедшее вызвало острую реакцию в обществе. Очень важно разобраться, с чем мы имеем дело - с уличной стихией или организованной националистической атакой
0
11 декабря 2010 года. Москва, Манежная площадь. Участники беспорядков забрасывают ОМОН фаерами (фото: АР)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Националисты, участвовавшие в акции футбольных болельщиков, спровоцировали массовую драку. В самом центре Москвы собралось около пяти тысяч молодых людей. Выкрикивая националистические лозунги, они вступили в силовое столкновение с правоохранительными органами. В итоге 29 человек, в том числе сотрудники ОМОНа, получили травмы. В отделения милиции были доставлены 65 участников беспорядков. Произошедшее вызвало острую реакцию в обществе. Очень важно разобраться, с чем мы имеем дело - с уличной стихией или организованной националистической атакой.

В субботу центр столицы превратился в поле боя - агрессивно настроенная шеститысячная толпа людей жгла дымовые шашки, бросала взрывпакеты, скандировала лозунги националистического характера. В итоге избиты десятки выходцев с Кавказа и из Средней Азии, на свою беду оказавшиеся на Манежной площади. Начинавшаяся как вполне мирная, в память о погибшем 6 декабря фанате московского "Спартака" Егоре Свиридове, акция переросла в массовую драку. Это доказывает, что националисты пытаются внести раскол в определенную часть российского общества.

11 декабря. Кронштадтский бульвар. 11 часов. Пять дней назад на автобусной остановке на Кронштадтском бульваре был убит Егор Свиридов. 28-летний фанат "Спартака" и еще пять человек повздорили с группой людей, после чего Егор получил шесть выстрелов из травматического пистолета, один из которых стал для него смертельным.

Первые фанаты начали собираться в субботу еще в десять утра. Большинство из них несло в руках четное количество красно-белых (в цвет эмблемы клуба) гвоздик и роз.

Движение по бульвару было перекрыто. Большинство людей шло к месту убийства молча, кто-то доставал из кармана свечки и зажигал их, воткнув в снег у остановки. В толпе - не только футбольные фанаты, но и, например, лидер движения российских байкеров по кличке Хирург.

На всем пути следования фанатов я не заметил ни одной работающей палатки или сетевого магазина. Предусмотрительные продавцы закрыли все торговые точки, включая даже крупный сетевой ресторан. Однако все эти меры оказались ненужными - на самом бульваре все прошло тихо и мирно. На Кронштадтском собралось полторы-две тысячи человек, только часть из которых позже отправилась и на Манежную площадь. Но этих людей было на порядок меньше, чем тех, что приехали через три часа в центр города.

11 декабря. Манежная площадь. 15.00. Для выходного дня в метро непривычно многолюдно. Еду со станции "Водный стадион", где проходила акция в память о погибшем фанате московского "Спартака", на "Театральную" - там выход на Манежную. Сколько раз приходилось ездить с болельщиками на какой-нибудь вечерний матч. Но тут сразу заметно: вокруг гораздо меньше парней с фанатской атрибутикой. Где-то, конечно, мелькают красно-белые спартаковские шарфы, флаги и шапки, но основная масса мужчин в темных куртках, потертых джинсах с кожаными подтяжками и без каких-либо опознавательных знаков. В вагонах преимущественно молодые люди, кто-то брит наголо. И еще: на станциях и в поезде тишина, почему-то не слышно привычного гомона.

К стенам Кремля еще только стекаются толпы людей. Манежная площадь вызывает плохие ассоциации: восемь лет назад здесь же разъяренные поражением футбольной сборной фанаты поджигали машины и разбивали витрины на Тверской улице, которая утонула в клубах дыма.

"Зига! Ой! Зага! Ой!" - прямо на выходе из метро в двух шагах от меня раздается клич. Пружина начинает разжиматься. Буквально пять минут назад на Манежной площади стояла небольшая - человек 200-300 - горстка людей, а теперь уже заполнено все пространство между гостиницей "Националь" и Вечным огнем. Не видно даже купола подземного торгового центра "Охотный ряд".

Вокруг рябит в глазах от множества автобусов и грузовиков с ОМОНом. До поры до времени все идет без эксцессов, но когда толпа разрастается до 5-6 тысяч человек, будто по сигналу, все приходит в движение. Видимо, все в сборе, пора начинать.

Кто-то палит из ракетницы в сторону гостиницы "Москва". Там, на балконе, азиатского вида дворники чистят снег. Это им десятки голосов кричат: "За эту смерть ответят ваши дети!" Безумие, но спустя считанные мгновения уже вся многотысячная толпа поддерживает этот клич. На многих плакатах с фотографией погибшего Егора Свиридова надпись: "Русские, пора действовать".

Тех самых "действий" долго ждать не пришлось. Какие-то кавказцы праздновали день рождения неподалеку от здания факультета журналистики МГУ на Моховой улице. Завидев их, молодчики из толпы (некоторые из них в черных масках), словно дикие звери на жертву, бросились на кавказцев, повалили на землю, а затем стали избивать ногами.

В побоище участвует около тридцати человек. Выбраться из этого кровавого месива невозможно. Жертвы пытаются подняться, но на них снова и снова набрасываются нападающие. Один черноволосый парень лежит без движения, по лицу течет кровь, невозможно разглядеть, в сознании ли он.

Через минуту на выручку приходит наряд ОМОНа, но это спонтанное, казалось бы, побоище серьезно организовано. Нападавшие скрываются, а вслед им летят дымовые шашки, закрывающие милиции обзор. Один из коллег рассказывает, как был свидетелем другой жуткой картины. Группу кавказцев заводили в карету "Скорой помощи", и в этот момент разъяренные националисты снова бросились на них. Милиционерам оставалось только закрывать избитых своими телами. На этом люди в масках не успокоились - проколов колеса "скорой", они скрылись в толпе. Но не зря говорят: зло возвращается. Чуть позже кто-то из молодчиков рухнул с балкона в тот самый фонтан, около которого избивали кавказцев. Однако "скорая помощь" не смогла подъехать к пострадавшему - так и осталась стоять на спущенных колесах...

Небо над Манежной площадью красно от зажженных файеров, звучат призывы перекрыть Моховую улицу. ОМОН срочно перекрывает подход к Вечному огню и Александровскому саду.

11 декабря. Манежная площадь. 16.30. "Митинг не санкционирован, - доносится голос одного из омоновцев из громкоговорителя. - Просьба разойтись". В ответ на это в сторону милиционеров летят зажигалки и монеты, кто-то срывает стеклянную игрушку с новогодней елки, стоящей неподалеку. Толпа становится неуправляемой и все более агрессивной. И в ход идут резиновые дубинки и пластиковые щиты, которыми ОМОН мгновенно оттесняет людей от Моховой улицы.

Позже на место стихийного сбора прибыл начальник столичного ГУВД Владимир Колокольцев. Обычно спокойный, генерал явно был напряжен. Колокольцев призвал фанатов разойтись, но эти слова снова не повлияли на агрессивно настроенную толпу. Лишь его обещание в рамках закона провести расследование убийства Егора Свиридова и строго наказать виновных возымело действие. "В метро!" - раздался клич из черной массы, и постепенно людские ручейки потянулись к многочисленным входам на станции "Театральная", "Охотный ряд" и "Площадь революции". Но что-то подсказывало, что это еще не конец.

На спуске с эскалатора на станции метро "Театральная" я видел, как шедшие с площади мужики окружили парня среднеазиатской внешности. Его загнали на поднимающийся эскалатор, а затем начали избивать с двух сторон. И опять-таки лишь милиционеры своими телами закрыли его от более жестоких побоев. Рассказывали, что в это же время кого-то из кавказцев зажали в углу вагона на одной из станций в центре и также жестоко били.

Людской поток постепенно рассасывается, уползая на столичные окраины...

Читайте также

Притяжение беспощадной агрессии

Четверо задержаны, трое в уме. Итоги побоища на Манежной площади

Не свои и не чужие. Кто и зачем приезжает в столицу на ПМЖ

Комментарии
Прямой эфир