МКАД докатилась до юбилея
Проектировать кольцевую дорогу в конце 1930-х начала организация, находившаяся в подчинении НКВД. Из-за войны серьезный проект встал, зато в 1941-м в считанные месяцы спроектировали и построили временную кольцевую, нужную для обороны Москвы. Правда, она лишь местами проходила по современной трассе.
Первым - 22 ноября 1960 года - "поехал" восточный участок трассы между Ярославским и Симферопольским шоссе. А уже через два года кольцо протяженностью 108,9 км, проходящее в 12-18 км от центра города, замкнулось полностью. Всем известно, что отсчет километража на кольцевой ведется от пересечения с шоссе Энтузиастов (там находится так называемый нулевой километр) по ходу часовой стрелки. Однако мало кто знает, что МКАД создавалась в основном как стратегическая дорога вокруг столицы на случай неожиданных обстоятельств.
От Хрущева до Лужкова
Кто-то до сих пор считает МКАД одним из символов хрущевской оттепели, объединяя этот проект с другим - массовым строительством дешевого "индустриального" жилья. Новые кварталы знаменитых "хрущоб" и в самом деле вырастали чаще всего на месте бывших подмосковных сел, внутри новых административных границ Москвы - с августа 1960-го по начало 1984-го именно полоса отвода МКАД служила такой границей. Другие и сегодня клянут Никиту Сергеевича за волюнтаризм, вспоминая, что дело было так: когда стали готовить новый Генплан, первые прикидки - уже с этой дорогой на карте - показали Хрущеву. Он тут же предложил: "У вас тут на плане большая дорога вокруг города. Почему бы не раздвинуть границы Москвы прямо до нее?" И раздвинули. Была вся Москва - 335 кв.км и вдруг стала - 875, то есть выросла больше чем в 2,5 раза. Город расширили, но это не был организм, синхронно растущий с развитием транспорта.
В 1960-е кольцо представляло собой две дороги (по две полосы в каждую сторону) с четырехметровой разделительной полосой. Проектировщики предлагали строить по три полосы движения, но власти решили сэкономить. Да и зачем? Помните, как в фильме "Берегись автомобиля", вышедшем на экраны в 1966 году, Жженов мчится на мотоцикле за Смоктуновским на краденой "Волге" по практически пустой дороге? Между прочим, снято это на МКАД.
Но уже в 70-е заговорили о том, что нужно увеличивать пропускную способность трассы до 50 тыс. автомашин в сутки, изначальной в 36 тысяч уже не хватало. Однако по-настоящему за дорогу взялись только в рыночном 1994-м, когда по Москве уже бодро сновали иномарки.
Украденные сантиметры
109-километровый русский автобан - так прозвали бывшую "дорогу смерти", когда завершилась ее глобальная реконструкция в 1990-х. На своем пути он пересек 14 вылетных трасс и 11 железнодорожных линий. На нем построили 37 развязок, в том числе 33 - двухуровневые, три - трехуровневые и одну ("Ярославскую") -первую в России четырехуровневую, с четвертым "этажом" в 15 метрах от земли. На обновленной МКАД появилось по пять полос в каждую сторону, бетонное ограждение, освещение, защитные экраны.
Однако Лужкову, как в свое время Хрущеву, реконструкцию МКАД, как говорится, еще вспомнят. Если верить народной легенде "о краже 20 сантиметров МКАД", при расширении дороги строители сузили ее асфальтовые обочины на десять сантиметров с каждой стороны, на чем была "сэкономлена" солидная сумма. Цифра взята не с полтолка - она и в самом деле звучала в связи с возбуждением уголовных дел о хищениях при строительстве Московской кольцевой. Правда, в другом контексте: по данным Следственного комитета МВД России, с 1992 по 1997 год на строительстве были украдены и ушли за границу 256 млрд неденоминированных рублей, что можно соотнести с сужением дорожного полотна с обеих сторон на 10 см (о реальном сужении речь вовсе не шла). Сейчас все расследования по МКАД прекращены за истечением срока давности.
Второй реконструкции не будет
В рыночной России МКАД стала первой трассой в стране, где посты автоинспекции снабдили пуленепробиваемыми светопрозрачными дверями и окнами - только после этого нападения на посты ГАИ на МКАД прекратились. Из обходной транзитной дороги она давно уже превратилась во внутригородскую магистраль, по которой ездят из Москвы в Москву. И опять стала одной из самых опасных в столице: аварии здесь случаются каждые 9,5 минуты.
Новая реконструкция ситуацию на МКАД уже не спасет. Этой весной московская мэрия заговорила о необходимости пристроить к нынешнему 10-полосному полотну еще по три полосы в каждом направлении - для движения медленного общественного транспорта и машин, направляющихся к расположенным на МКАД магазинам. К финансированию предложили привлечь владельцев близлежащих торговых центров и автосалонов. Однако идее воспротивились сразу и бизнес, и эксперты, заявившие, что таких широких магистралей нигде в мире нет, поскольку они неэффективны, а проблемы МКАД не в полосах, а в развязках и дорогах, выходящих на кольцевую. Так что обеспечить дорожно-строительный комплекс крупным фронтом работ на Московской кольцевой вряд ли получится. Пока что обнародованы планы ее продублировать - построить участки-дублеры между Волоколамским и Новорижским и в районе Осташковского шоссе. Дублер возможен и на востоке МКАД - на месте линии электропередачи, которую планируют убрать под землю. Такое решение приняли в минувший четверг руководители столицы и области на совместном совещании.