Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ФБР заявили об угрозе терактов в общественных местах в США
Мир
Захарова указала на провокационный характер учений НАТО на территории Финляндии
Мир
Сенатор Кастюкевич рассказал о жизни в оккупированном ВСУ Херсоне
Происшествия
В районе падения БПЛА в промзоне Липецка была проведена эвакуация
Политика
Матвиенко указала на нуждающиеся в объединении регионы
Мир
Рогов назвал формальностью принятие конгрессом США закона о помощи Украине
Общество
Сергей Собянин объявил о начале сезона летней навигации по Москве-реке
Политика
Министры здравоохранения РФ и КНДР провели встречу по вопросам сотрудничества
Мир
В ОДКБ заявили о сохранении обязательств в отношении Армении в полном объеме
Экономика
В НКР спрогнозировали снижение выдачи автокредитов во II квартале 2024 года
Мир
Военнослужащие ВС РФ за сутки поразили 360 целей ВСУ
Мир
Марочко сообщил об использования ВСУ аэростатов для подъема ретрансляторов
Мир
Байден подпишет пакет законопроектов о помощи Украине 24 апреля
Мир
МИД КНДР заявило о неспособности западной помощи ВСУ остановить армию РФ
Мир
Захарова возмутилась отсутствием реакции Запада на смерть военкора Еремина
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

МКАД докатилась до юбилея

Проектировать кольцевую дорогу в конце 1930-х начала организация, находившаяся в подчинении НКВД. Из-за войны серьезный проект встал, зато в 1941-м в считанные месяцы спроектировали и построили временную кольцевую, нужную для обороны Москвы. Правда, она лишь местами проходила по современной трассе
0
Московская кольцевая дорога 50 лет назад... (фото: ИТАР-ТАСС)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Проектировать кольцевую дорогу в конце 1930-х начала организация, находившаяся в подчинении НКВД. Из-за войны серьезный проект встал, зато в 1941-м в считанные месяцы спроектировали и построили временную кольцевую, нужную для обороны Москвы. Правда, она лишь местами проходила по современной трассе.

Первым - 22 ноября 1960 года - "поехал" восточный участок трассы между Ярославским и Симферопольским шоссе. А уже через два года кольцо протяженностью 108,9 км, проходящее в 12-18 км от центра города, замкнулось полностью. Всем известно, что отсчет километража на кольцевой ведется от пересечения с шоссе Энтузиастов (там находится так называемый нулевой километр) по ходу часовой стрелки. Однако мало кто знает, что МКАД создавалась в основном как стратегическая дорога вокруг столицы на случай неожиданных обстоятельств.

От Хрущева до Лужкова

Кто-то до сих пор считает МКАД одним из символов хрущевской оттепели, объединяя этот проект с другим - массовым строительством дешевого "индустриального" жилья. Новые кварталы знаменитых "хрущоб" и в самом деле вырастали чаще всего на месте бывших подмосковных сел, внутри новых административных границ Москвы - с августа 1960-го по начало 1984-го именно полоса отвода МКАД служила такой границей. Другие и сегодня клянут Никиту Сергеевича за волюнтаризм, вспоминая, что дело было так: когда стали готовить новый Генплан, первые прикидки - уже с этой дорогой на карте - показали Хрущеву. Он тут же предложил: "У вас тут на плане большая дорога вокруг города. Почему бы не раздвинуть границы Москвы прямо до нее?" И раздвинули. Была вся Москва - 335 кв.км и вдруг стала - 875, то есть выросла больше чем в 2,5 раза. Город расширили, но это не был организм, синхронно растущий с развитием транспорта.

В 1960-е кольцо представляло собой две дороги (по две полосы в каждую сторону) с четырехметровой разделительной полосой. Проектировщики предлагали строить по три полосы движения, но власти решили сэкономить. Да и зачем? Помните, как в фильме "Берегись автомобиля", вышедшем на экраны в 1966 году, Жженов мчится на мотоцикле за Смоктуновским на краденой "Волге" по практически пустой дороге? Между прочим, снято это на МКАД.

Но уже в 70-е заговорили о том, что нужно увеличивать пропускную способность трассы до 50 тыс. автомашин в сутки, изначальной в 36 тысяч уже не хватало. Однако по-настоящему за дорогу взялись только в рыночном 1994-м, когда по Москве уже бодро сновали иномарки.

Украденные сантиметры

109-километровый русский автобан - так прозвали бывшую "дорогу смерти", когда завершилась ее глобальная реконструкция в 1990-х. На своем пути он пересек 14 вылетных трасс и 11 железнодорожных линий. На нем построили 37 развязок, в том числе 33 - двухуровневые, три - трехуровневые и одну ("Ярославскую") -первую в России четырехуровневую, с четвертым "этажом" в 15 метрах от земли. На обновленной МКАД появилось по пять полос в каждую сторону, бетонное ограждение, освещение, защитные экраны.

Однако Лужкову, как в свое время Хрущеву, реконструкцию МКАД, как говорится, еще вспомнят. Если верить народной легенде "о краже 20 сантиметров МКАД", при расширении дороги строители сузили ее асфальтовые обочины на десять сантиметров с каждой стороны, на чем была "сэкономлена" солидная сумма. Цифра взята не с полтолка - она и в самом деле звучала в связи с возбуждением уголовных дел о хищениях при строительстве Московской кольцевой. Правда, в другом контексте: по данным Следственного комитета МВД России, с 1992 по 1997 год на строительстве были украдены и ушли за границу 256 млрд неденоминированных рублей, что можно соотнести с сужением дорожного полотна с обеих сторон на 10 см (о реальном сужении речь вовсе не шла). Сейчас все расследования по МКАД прекращены за истечением срока давности.

Второй реконструкции не будет

В рыночной России МКАД стала первой трассой в стране, где посты автоинспекции снабдили пуленепробиваемыми светопрозрачными дверями и окнами - только после этого нападения на посты ГАИ на МКАД прекратились. Из обходной транзитной дороги она давно уже превратилась во внутригородскую магистраль, по которой ездят из Москвы в Москву. И опять стала одной из самых опасных в столице: аварии здесь случаются каждые 9,5 минуты.

Новая реконструкция ситуацию на МКАД уже не спасет. Этой весной московская мэрия заговорила о необходимости пристроить к нынешнему 10-полосному полотну еще по три полосы в каждом направлении - для движения медленного общественного транспорта и машин, направляющихся к расположенным на МКАД магазинам. К финансированию предложили привлечь владельцев близлежащих торговых центров и автосалонов. Однако идее воспротивились сразу и бизнес, и эксперты, заявившие, что таких широких магистралей нигде в мире нет, поскольку они неэффективны, а проблемы МКАД не в полосах, а в развязках и дорогах, выходящих на кольцевую. Так что обеспечить дорожно-строительный комплекс крупным фронтом работ на Московской кольцевой вряд ли получится. Пока что обнародованы планы ее продублировать - построить участки-дублеры между Волоколамским и Новорижским и в районе Осташковского шоссе. Дублер возможен и на востоке МКАД - на месте линии электропередачи, которую планируют убрать под землю. Такое решение приняли в минувший четверг руководители столицы и области на совместном совещании.

Комментарии
Прямой эфир