Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин отметил недопустимость беспредела в изъятии детей из семей
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Общество
Путин призвал поблагодарить жителей Донбасса за терпение и героизм
Мир
Папа римский призвал к переговорам для завершения конфликтов на Украине и в Газе
Армия
Минобороны пополнило экспозицию выставки трофейного оружия из зоны СВО
Общество
В Госдуме предупредили о новой схеме мошенников к 9 Мая для обмана пенсионеров
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Общество
Следователи запросили арест экс-зампреда правительства Подмосковья Стригунковой
Экономика
ТПП предложила выделить 9 млрд рублей на развитие газомоторного топлива в РФ
Мир
Стало известно о возможной продаже TikTok в США компаниям вне сферы технологий
Мир
Посол РФ Антонов призвал США доказать приверженность неразмещению оружия в космосе
Общество
Путин поручил обеспечить проектирование скоростной автодороги от М-4 «Дон» до Сочи
Мир
Глава МО Белоруссии указал на наличие правовой базы для защиты Союзного государства
Политика
Захарова назвала ничтожными призывы Европарламента не признавать выборы в РФ
Общество
Адвокат подтвердил арест счетов экс-замминистра обороны РФ Иванова
Политика
МИД РФ предупредил об ответе Западу на военную активность в Арктике

Нет слов. Кома

Сотрудника газеты "Коммерсантъ" и известного блогера до полусмерти избили в ночь на субботу у подъезда дома на Пятницкой улице в Москве. Это всего в двух кварталах от места, где был убит Влад Листьев. Два события разделяет 15 лет, но тем не менее они стоят в одном ряду. Потому что и в 95-м, и в минувшую субботу люди, готовые убить или покалечить журналиста за выполнение его профессиональных обязанностей, чувствовали свою абсолютную безнаказанность
0
Под этим лозунгом подпишется любой — независимо от политических и жизненных взглядов (фото: Reuters)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сотрудника газеты "Коммерсантъ" и известного блогера до полусмерти избили в ночь на субботу у подъезда дома на Пятницкой улице в Москве. Это всего в двух кварталах от места, где был убит Влад Листьев. Два события разделяет 15 лет, но тем не менее они стоят в одном ряду. Потому что и в 95-м, и в минувшую субботу люди, готовые убить или покалечить журналиста за выполнение его профессиональных обязанностей, чувствовали свою абсолютную безнаказанность.

Характер нападения на Олега Кашина (подробности см. на стр. 3) не оставляет сомнений: это была спланированная акция. И других причин, кроме написанного его рукой, не было и быть не могло. Какое из его слов оказалось роковым, где оно было опубликовано - в газете, журнале, интернет-блоге, - это уже не так важно. Никаких оправданий зверству, с которым расправились с журналистом, сыскаться не может.

Олег Кашин личность многозначная, даже в чем-то скандальная. У него немало недругов. Но произошедшее выходит за рамки добра и зла, для любого нормального человека все личные обиды теперь за скобками. Главное, чтобы Олег поправился, а избивших его нелюдей нашли и приговорили.

И чтобы нашли убийц Влада Листьева, Дмитрия Холодова, Анны Политковской и многих других - по словам председателя Союза журналистов России Всеволода Богданова, за последние годы в России погибло 340 работников СМИ, в здании Союза журналистов уже нет места под траурные портреты.

Расследование избиения Олега Кашина правоохранительные органы взяли на особый контроль. Это правильно, главное, чтобы этот контроль принес плоды. Так уж повелось, что никому не придет в голову поджидать токаря или слесаря у подъезда из-за обточенных болванок. А журналиста из-за написанного ждут. Слово может обидеть и ранить, но закон предусматривает вполне прозрачные процедуры, позволяющие призвать журналиста к ответу. Эти процедуры успешно действуют во всем мире. И в России журналисты не просят особого к себе отношения. Но мы вправе требовать защиты, как и любой другой гражданин. Если каждый, кому не понравилась строчка в газете, возьмется за биту или арматуру, искусственная кома ждет все общество.

Более тяжелая статья

В пятницу Олег Кашин задержался в гостях у друзей и шел домой уже за полночь.

- В 0.40 он возвращался в свою съемную квартиру на Пятницкой улице, - заявил "Известиям" официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин. - Как он сам сказал следователям, пока был в сознании, перед ним шел человек с букетом цветов. Внезапно, он почувствовал сильный удар сзади. После этого двое мужчин принялись избивать его. Избивали какими-то тяжелыми предметами. Какими конкретно - станет ясно после экспертизы. То, что нападавших было именно двое, подтвердили и жильцы дома, ставшие свидетелями.

Отморозки несколько минут били журналиста предположительно арматурой. После этого скрылись, не тронув личные вещи жертвы. О нападении в своем блоге рассказала соседка журналиста - певица Елена Погребижская.

- Дворник, который "скорую" вызвал и Олега грузил, говорит, что будь здоров его избили. Не кулаками, а каким-то предметом, - записала в своем блоге певица. - Весь асфальт в крови. Дворник говорит, что это была "заказуха". Что двое ждали Олега у забора, стояли как бы ни при чем с букетом цветов. Получается, это все потому, что Олег - журналист.

Кашин выжил чудом - в 36-ю клиническую больницу его доставили с раздробленными верхней и нижней челюстями, тяжелой черепно-мозговой травмой, сломанной голенью и переломанными пальцами правой руки - недвусмысленный намек на работу журналиста. Как сообщила жена Кашина Евгения Милова, при поступлении у него отсутствовала ногтевая фаланга мизинца - палец был буквально оторван. В субботу пострадавшему провели операцию и ввели его в искусственную кому. В воскресенье последовала еще одна операция.

- Операция была сделана по итогам консилиума, - сообщила Евгения Милова. - Она шла около трех часов. Теперь мозгу Олега точно ничто не угрожает. Нам с его отцом даже позволили Олега увидеть. Он спит.

- Травмы были очень серьезными, и следователи решили возбудить уголовное дело по статье "Покушение на убийство", - сказал "Известиям" Владимир Маркин. - Выяснив, что нападавших было двое, они переквалифицировали статью на "Покушение на убийство, совершенное группой лиц". Это более тяжелая статья. Мы рассматриваем самые различные версии произошедшего. В том числе, конечно, профессиональную деятельность.

Как сообщили в пресс-службе Кремля, президент Дмитрий Медведев поручил генеральному прокурору России Юрию Чайке и министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву взять на особый контроль расследование уголовного дела. В своем блоге в "Твиттере" глава государства написал: "Дал поручение Генпрокуратуре и МВД взять на особый контроль дело о покушении на журналиста Кашина. Преступники должны быть найдены и наказаны".

"Однажды меня избили"

За что же могли изувечить Олега Кашина? В свои 30 лет он успел поработать в крупнейших изданиях страны. В 2001-2003 годах - спецкор "Комсомольской правды" в родном Калининграде. Переехав в 2003 году в Москву, он стал корреспондентом отдела общества издательского дома "Коммерсантъ", в 2005 году - спецкором "Известий", а с 2005 по 2007 год работал обозревателем журнала "Эксперт". Помимо этого Олег Кашин сотрудничал с журналами "Медведь", "Русский журнал" и "Большой город", а также вместе с Марией Гайдар вел передачу "Черное и Белое" на канале "02ТВ". В 2009 году он вернулся в "Коммерсантъ", где и работал вплоть до нападения.

Кроме того, Олег Кашин известен как один из самых активных блогеров России. Каждый день он оставлял 3-4 комментария на самые разные темы, которые просматривали сотни, а то и тысячи людей.

Скандалы были постоянными спутниками Олега Кашина. Споры с сотрудниками ФСО, конфликт с движением "Наши"... В последние несколько месяцев журналист активно освещал противостояние, развернувшееся вокруг Химкинского леса, и опубликовал скандальное интервью с одним из активистов объединения "Антифа", громившим администрацию Химок. Вскоре после этого на сайте движения "Молодая гвардия" появилась статья, посвященная Олегу Кашину. Ее сопровождала фотография журналиста и клеймо "будет наказан". Впрочем, менять курс корреспондент не собирался.

- Последние дни Олег готовил материал про нацболов и очередной текст про Химкинский лес, - рассказал "Известиям" главный редактор газеты "Коммерсантъ" Михаил Михайлин. - И тот и другой обещали быть откровенными и острыми. Однако Олегу никогда не приходили угрозы, за свою жизнь он не опасался. Если бы такое произошло, он бы сразу мне рассказал и мы бы приняли соответствующие меры.

Примечательно, что еще не вышел из искусственной комы другой "химкинский" защитник - эколог Константин Фетисов, которого жестоко избили двумя днями ранее и также у подъезда собственного дома. Почерк похожий - Фетисов едва остался жив, нападавшие сломали о него бейсбольную биту.

Надо заметить, что в интернет-блогах Кашин писал, что называется, "на грани фола". В интервью Межгосударственной телерадиокомпании "Мир" (14 марта 2010 года) Кашин признается: "Однажды меня избили за высказывание в блоге. До сих пор не могу выяснить, за какое именно".

Но самым серьезным стал конфликт с губернатором Псковской области Андреем Турчаком в августе этого года. Журналист мимоходом окрестил чиновника весьма оскорбительно. Разгневанный губернатор предложил ему, уже через свой блог, извиниться в течение 24 часов и даже специально выложил в сети свой мобильный телефон. Впрочем, позже Андрей Турчак от своего требования отказался. Якобы узнав из упомянутого выше интервью об избиении за высказывания в блоге, он, губернатор, решил отступить. Чтобы в случае чего не подумали на него. При этом Турчак пожелал Кашину "беречь себя".

* * *

МНЕНИЯ

Глеб Павловский, президент Фонда эффективной политики:

- Олег Кашин писал во многих изданиях, писал и у нас в "Русском журнале", он вообще журналист, которого ждут везде. Кашин принадлежит к небольшому числу лучших журналистов страны. Как и многие из них, он пишет в блогах. Блогерство объединяет его с президентом. Кашин вообще журналист эпохи Медведева. Он ассоциируется с тем новым, что внес в политику Медведев. Попытка его убийства - это теракт, направленный прямо против президента. Это политический акт. Мотивы частные, мотивы террористов здесь любопытны, но играют второстепенную роль.

Всеволод Богданов, председатель Союза журналистов России:

- Мы будем проводить параллельное, независимое расследование. Для этого соберем все силы: главных редакторов газет, журналистов-расследователей, а также профессиональные сообщества. В понедельник мы обратимся к президенту Дмитрию Медведеву с требованием оказать нам помощь. Необходимо привлечь внимание общественности к тому, что у нас убивают и избивают журналистов. У нас в холле уже не хватает места для портретов погибших "при исполнении": 340 человек лишь за 20 лет. Высказаться должна и Общественная палата. Ведь подобные инциденты - это бездарно, глупо и унизительно для всех нас.

Характерно, что Олега Кашина не убили, а покалечили: это новая технология воздействия на журналистов - оставить в живых, но избить до такой степени, чтобы не вернулся к работе. Что касается версий, то я пока воздержусь их озвучивать. Мы решили подойти к расследованию всерьез и не хотим давать преступникам ни малейшего шанса уйти от ответственности. Сейчас мы с коллегами изучаем темы, над которыми он работал в последнее время, и встречи с людьми. Настроение у всех очень подавленное, но одно утешает: мой телефон буквально раскалился от звонков. Людям не все равно, и это - главное.

Михаил Федотов, председатель Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при президенте России:

- Этот инцидент - трагедия для всех нас. Нападение на журналиста-расследователя - это нападение на глаза и уши общества. Нас хотят лишить возможности знать, что происходит в стране. Именно поэтому действия оперативников и следователей должны быть максимально эффективными. Впрочем, власти и сами это понимают. Характерно, что у здания столичного ГУВД по-прежнему проходят пикеты и их никто не разгоняет. Этот факт, а также оперативное указание президента в "Твиттере" - это новые тенденции для нашего общества.

Я ни минуты не сомневаюсь, что нападение связано с работой Олега Кашина. Он писал на острые темы и рисковал. Вопрос лишь в том, что именно послужило причиной несчастья. Если прошлые публикации Олега, то необходимо провести их анализ - и станет ясен круг возможных заказчиков. Если же его текущая работа, то нужно углубиться и изучить ее. В любом случае, какая бы из его публикаций ни послужила причиной нападения, преступник должен быть наказан и ему нет никаких оправданий.

Алексей Симонов, президент Фонда защиты гласности:

- У нас на руках находится более 300 имен людей, погибших в информационных войнах. Сложно сказать, кого именно сгубила работа. Ведь кажется: ну не имеет смерть ничего общего с работой, а копнешь - и мотивы лезут на поверхность. Но примерно в 90 случаях мы уверены наверняка. При этом из них расследовано не более 10 преступлений. Можно ли при такой позорной статистике надеяться, что преступника удержит страх перед наказанием? Можно сколько угодно брать следствие под особый контроль, но если правоохранителям и следователям нет никакого доверия, то все будет бесполезно. А когда нет никакого контроля за следствием, то такие преступления будут происходить снова и снова. Коллеги-журналисты и рады бы сами взяться за дело, но у них совершенно другой статус. Даже если они вычислят заказчика быстрее милиции, а так часто и бывает, то он скорее всего останется безнаказанным.

Олега Кашина зверски избили в самом центре Москвы (фото: РИА Новости)

Комментарии
Прямой эфир