Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В конгрессе США сообщили, что Байден не планирует баллотироваться на второй срок
Мир
Постпред России обвинил FT в искажении его слов о визите МАГАТЭ
Мир
В Швейцарии заявили об отказе страны от нейтралитета из-за санкций против РФ
Мир
Минобороны сообщило о продолжении обстрелов боевиками Харьковской области
Мир
Бюст писателя Максима Горького демонтировали в украинской Александрии
Общество
Синоптики спрогнозировали до 31 градуса тепла в Московском регионе 14 августа
Мир
Минобороны доставило за сутки 428 т гумпомощи в республики Донбасса
Мир
На Украине примут закон о легализации оружия для населения
Мир
Власти Запорожской области предложили остановить работу ЗАЭС из-за обстрелов
Мир
МИД РФ призвал Киев прекратить обстрелы ЗАЭС ради безопасности миссии МАГАТЭ
Экономика
Bloomberg заявило об усугублении энергетического кризиса климатическим
Экономика
DWN назвало провальной попытку ФРГ заменить российский газ на катарский

Чемоданное настроение

На сцене театра "Приют комедианта" 4 ноября прошел очень необычный спектакль. Музыкальный театр детей "Радуга" полтора часа рассказывал истории, объединенные названием "15 старых чемоданов и одна страна" - десятки трогательных сюжетов и сценок, навеянных музыкой Дунаевского, Соловьева-Седого и Окуджавы
0
Чемоданы на сцене — равноправные участники действия спектакля и истории страны (Фото: ДАРЬЯ ПИЧУГИНА)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На сцене театра "Приют комедианта" 4 ноября прошел очень необычный спектакль. Музыкальный театр детей "Радуга" полтора часа рассказывал истории, объединенные названием "15 старых чемоданов и одна страна" - десятки трогательных сюжетов и сценок, навеянных музыкой Дунаевского, Соловьева-Седого и Окуджавы.

Детский взрослый театр

Для удобства "Чемоданы" обозначают как спектакль "для семейного просмотра". Но сюсюканье, умиление, высокомерие или же снисходительное одобрение неуместны, когда речь идет о самобытной и вполне самодостаточной творческой единице, а к каждому ребенку относятся как к личности и коллеге. Да и "Приют комедианта" никогда детским театром не был, и предоставляет свою площадку не абы кому, а только для качественных и талантливых вещей.

"Радуга" выступает неизменно здорово - жаль только, что нечасто. Зато география этих выступлений широка. Ребят привечали в Александринке, в Театре им. Ленсовета, в Молодежном театре и в Филармонии. Им аплодировали зрители московского Театра современной пьесы и володинского фестиваля "Пять вечеров", их полюбили в Германии, Болгарии, Эстонии и на Украине. В "Приюте комедианта", собрав в ноябре аншлаг (билеты разлетелись мгновенно, а зал не смог вместить всех желающих), они в следующий раз будут играть в январе, во время зимних школьных каникул.

Настрой на бескорыстие

Сочинение в жанре зримой актерской песни, открытом в свое время Георгием Товстоноговым, неизменно поражает воображение и детей, и взрослых. Постановку можно смело считать премьерной, поскольку играется она редко, состав исполнителей постоянно меняется, как меняется от раза к разу и сам спектакль: переставляются акценты, и то, что еще вчера было откровением, сегодня может "выстрелить" иначе.

Артистов от семи до семнадцати лет принимают в "Радугу" не по "профпригодности", а "по глазам". Так предлагают дружбу и любовь, бескорыстно и открыто. Ребята постигают азы актерского мастерства у режиссера Сергея Васильева, выпускника мастерской Зиновия Корогодского, и затем работают на сцене так легко и лихо, что дадут фору взрослым профессионалам. А музыкант, композитор, теле- и радиоведущая Марина Ланда дает детям то, что трудно уловить и еще сложнее описать словами: чуткость, творческий трепет, актерский азарт, не говоря уже о музыкальности и умении слушать музыку, текст и партнеров каким-то особым внутренним слухом.

Ланда и Васильев, к слову, совместно пишут музыку для театра и кино, они же - композиторы популярного мультсериала "Смешарики". Но это скорее их ответ на вопрос "на что вы живете". Смысл жизни и работы этих двух романтиков вовсе не в заработках, а в стремлении раскрыть и настроить каждого одаренного ребенка, как редкий музыкальный инструмент.

Три спетые эпохи

Так получается, что актерская песня сегодня на театре не живет, и спектакль Ланды и Васильева - редкий и диковинный жанр в городской афише. Составляющие успеха, впрочем, не только в уникальности продукта. Долго ли умеючи разыграть каждую песню как самостоятельную "раскрашенную" художественную историю? Штука в другом: как сочетается творчество замечательных композиторов Исаака Дунаевского, Василия Соловьева-Седого и Булата Окуджавы в пространстве одной постановки?

Создатели спектакля рассказывают, что не читали детям лекций по истории и не пытались объяснить, для чего была написана бодрая песня об отважном капитане, почему во время войны "первым делом самолеты, а девушки потом" и уж тем более не "грузили" истинной подоплекой баллады о бумажном солдате. Наоборот, они спрашивали мнение детей - и поражались.

Послушав "Девочка плачет: шарик улетел", дети решили, что девочку эту так никто за всю жизнь и не полюбил. Про "Бумажного солдата" заявили, что он вовсе не сгорел, а притворился, ибо был смелым и умным, просто его все время провоцировали на бессмысленный подвиг. А некоторые суровые песни, например, и вовсе перевернули "с ног на голову", исполняя негромко и а капелла, наподобие молитвы…

И если принять на веру ничем не замутненное детское восприятие взрослого творчества и представить каждого из трех знаменитых песенников как эпоху жизни советской страны, а потертые чемоданы и чемоданчики - как свидетелей событий, а не только как элементы реквизита и декораций, случится чудо. Музыкально-драматическое действие превратится в детство, юность и зрелость того, кто зовется нынче россиянином, но обладает генетической памятью и не утратил умения искренне радоваться и грустить - так, как радовались и грустили 70, 50 и 30 лет назад.

Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир