Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лукашенко назвал его с Путиным делом порядок применения ТЯО России
Общество
Суд в Сыктывкаре заочно арестовал Гарри Каспарова и Геннадия Гудкова
Здоровье
Врач предупредил об опасности мойки машины для здоровья
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Мир
Пентагон сообщил о выделении Украине пакета военной помощи на $1 млрд
Мир
Соцсеть TikTok назвала закон о ее возможном запрете в США неконституционным
Пресс-релизы
RT покажет фильм о фестивале «RT.Док: Время героев» на праздновании Дня Победа в Волгограде
Общество
ФСИН показала новые модели спецодежды для осужденных
Мир
Reuters узнало о тайной передаче США ракет ATACMS Украине
Интернет и технологии
Дуров сообщил о блокировке в Telegram собирающих координаты для ударов ботов
Мир
Первый трудовой договор принцессы Дианы выставлен на аукцион
Мир
Захарова указала на намерения Вашингтона нарастить террористический потенциал Киева
Мир
Эрдоган заявил об отсутствии активных торговых отношений Турции с Израилем
Мир
В Италии расклеили листовки с призывами остановить поставки вооружения Киеву
Мир
В Turkish Airlines предложили аннулировать билеты на рейсы из России в Мексику
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Гвозди современного искусства

В субботу в лофт-проекте "Этажи" открылась выставка Гюнтера Юккера "Человек Страдающий. 14 примиряющих орудий". Восьмидесятилетний художник, которого называют пионером и одновременно флагманом современного искусства Германии, участвовал в монтаже выставки, а затем рассказал о каждом экспонате, уйдя, впрочем, от ответа на вопрос: воспринимается ли такое искусство вне комментария?
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
В субботу в лофт-проекте "Этажи" открылась выставка Гюнтера Юккера "Человек Страдающий. 14 примиряющих орудий". Восьмидесятилетний художник, которого называют пионером и одновременно флагманом современного искусства Германии, участвовал в монтаже выставки, а затем рассказал о каждом экспонате, уйдя, впрочем, от ответа на вопрос: воспринимается ли такое искусство вне комментария?

В шестидесятые Гюнтер Юккер - член арт-группы ZERO: художники стирали грань между искусством и реальностью, выкрашивая, например, белой краской дюссельдорфскую улицу. До этого Юккер уже произвел первые опыты с художественным забиванием гвоздей в картины, телевизор или пианино, противопоставив свои работы традиционному искусству и экспериментируя со светом и тенью. За следующие полвека, по подсчетам исследователей, он истратил сто тонн гвоздей. Считается, что юккеровские гвозди показывают парадоксальное сочетание динамики и статики и выступают символом агрессии, которую сублимирует сам художник.

В экспозиции "Человек Страдающий" присутствуют и гвозди, и белая краска. Одиннадцать объектов-орудий и три картины - четырнадцать предметов выставки - ассоциированы с числом остановок Христа на крестном пути. К библейской тематике адресует публику и настенное панно со словами из Ветхого завета - Юккер выбирал глаголы насилия и жестокости. Библейский контекст здесь будто бы помогает отдалиться от остросоциального повода: выставка была создана семнадцать лет назад под впечатлением от беспорядков в нестабильной Германии.

- Это было потрясением - люди пылали ненавистью к чужакам, - рассказывает Гюнтер Юккер. - "Истребить", "шлепнуть" - такие слова употребляли правые радикалы в Ростоке. Они жгли дома вьетнамских рабочих. Я боялся, что повторяется история фашизма. Художник не может спасти людей, но он предупреждает человечество об угрозе.

Гюнтеру Юккеру - восемьдесят. Облаченный в белоснежный комбинезон пожилой господин участвует в монтаже арт-объектов: исполинские деревянные грабли "сгребают" с пола все те же ветхозаветные слова, или "ящик страха" (так назвал Юккер утыканный гвоздями телевизор с огнем на экране). "Лес висящих камней": обрубки деревьев, обмотанные тряпьем, словно черепа раненых солдат. Рассыпанный пепел, разлитая на полу белая краска. "Огромная борона собрала бинты с опустевшего поля битвы", - комментирует Юккер. Он рассказывает, что эти вещи никого не могут ранить, выступая метафорой умиротворения и единения человечества.

На открытии "Человека Страдающего" господин Юккер уже в строгом жилете и брюках. Его спрашивают, оптимист он или пессимист, он отвечает: "В жизни можно только жить". Картины Юккера идут на аукционах за десятки тысяч фунтов стерлингов, его произведения - в Лондоне, Париже и Нью-Йорке. "Известия" спросили мэтра современного искусства (хотя, справедливее - искусства двадцатого века): может ли воспринять зритель такую выставку без подробного комментария автора или куратора?

- Да, - жизнерадостно смеется Юккер. - Я бы вообще ничего не комментировал, но вы так любопытны, что я повторяю все то, о чем я уже рассказывал много лет назад в Москве.

Под конец церемонии открытия к одному из арт-объектов - ощетинившемуся гвоздями пню - подошли дети. Мальчик выковырял гвоздь и спрятал в карман. Интересно, как бы это прокомментировал Гюнтер Юккер?
Комментарии
Прямой эфир