Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
В Подольске мужчину избили за замечание и бросили умирать на дороге
Наука
Ракета «Протон-М» со спутником «Электро-Л» стартовала с Байконура
Мир
Экс-премьер Израиля обвинил Запад в срыве российско-украинских переговоров
Армия
ВС РФ заняли более выгодные рубежи на донецком направлении
Стиль
Россиянка Елена Максимова выиграла конкурс «Миссис Вселенная – 2022»
Происшествия
Число погибших в результате удара ВСУ по жилому дому в Донецке выросло до трех
Политика
Пушков заявил об отсутствии у Европы военного суверенитета
Мир
В КНР назвали чрезмерной реакцию США в отношении китайского аэростата
Происшествия
Пожарный погиб при тушении жилого дома в Подмосковье
Мир
Арестович предупредил о неприятностях для ВСУ в Донбассе
Происшествия
Глава Северной Осетии и журналисты попали под обстрел в Запорожской области
Спорт
Игорь Гришин покинул пост главного тренера ХК «Спартак»

Гвозди современного искусства

В субботу в лофт-проекте "Этажи" открылась выставка Гюнтера Юккера "Человек Страдающий. 14 примиряющих орудий". Восьмидесятилетний художник, которого называют пионером и одновременно флагманом современного искусства Германии, участвовал в монтаже выставки, а затем рассказал о каждом экспонате, уйдя, впрочем, от ответа на вопрос: воспринимается ли такое искусство вне комментария?
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
В субботу в лофт-проекте "Этажи" открылась выставка Гюнтера Юккера "Человек Страдающий. 14 примиряющих орудий". Восьмидесятилетний художник, которого называют пионером и одновременно флагманом современного искусства Германии, участвовал в монтаже выставки, а затем рассказал о каждом экспонате, уйдя, впрочем, от ответа на вопрос: воспринимается ли такое искусство вне комментария?

В шестидесятые Гюнтер Юккер - член арт-группы ZERO: художники стирали грань между искусством и реальностью, выкрашивая, например, белой краской дюссельдорфскую улицу. До этого Юккер уже произвел первые опыты с художественным забиванием гвоздей в картины, телевизор или пианино, противопоставив свои работы традиционному искусству и экспериментируя со светом и тенью. За следующие полвека, по подсчетам исследователей, он истратил сто тонн гвоздей. Считается, что юккеровские гвозди показывают парадоксальное сочетание динамики и статики и выступают символом агрессии, которую сублимирует сам художник.

В экспозиции "Человек Страдающий" присутствуют и гвозди, и белая краска. Одиннадцать объектов-орудий и три картины - четырнадцать предметов выставки - ассоциированы с числом остановок Христа на крестном пути. К библейской тематике адресует публику и настенное панно со словами из Ветхого завета - Юккер выбирал глаголы насилия и жестокости. Библейский контекст здесь будто бы помогает отдалиться от остросоциального повода: выставка была создана семнадцать лет назад под впечатлением от беспорядков в нестабильной Германии.

- Это было потрясением - люди пылали ненавистью к чужакам, - рассказывает Гюнтер Юккер. - "Истребить", "шлепнуть" - такие слова употребляли правые радикалы в Ростоке. Они жгли дома вьетнамских рабочих. Я боялся, что повторяется история фашизма. Художник не может спасти людей, но он предупреждает человечество об угрозе.

Гюнтеру Юккеру - восемьдесят. Облаченный в белоснежный комбинезон пожилой господин участвует в монтаже арт-объектов: исполинские деревянные грабли "сгребают" с пола все те же ветхозаветные слова, или "ящик страха" (так назвал Юккер утыканный гвоздями телевизор с огнем на экране). "Лес висящих камней": обрубки деревьев, обмотанные тряпьем, словно черепа раненых солдат. Рассыпанный пепел, разлитая на полу белая краска. "Огромная борона собрала бинты с опустевшего поля битвы", - комментирует Юккер. Он рассказывает, что эти вещи никого не могут ранить, выступая метафорой умиротворения и единения человечества.

На открытии "Человека Страдающего" господин Юккер уже в строгом жилете и брюках. Его спрашивают, оптимист он или пессимист, он отвечает: "В жизни можно только жить". Картины Юккера идут на аукционах за десятки тысяч фунтов стерлингов, его произведения - в Лондоне, Париже и Нью-Йорке. "Известия" спросили мэтра современного искусства (хотя, справедливее - искусства двадцатого века): может ли воспринять зритель такую выставку без подробного комментария автора или куратора?

- Да, - жизнерадостно смеется Юккер. - Я бы вообще ничего не комментировал, но вы так любопытны, что я повторяю все то, о чем я уже рассказывал много лет назад в Москве.

Под конец церемонии открытия к одному из арт-объектов - ощетинившемуся гвоздями пню - подошли дети. Мальчик выковырял гвоздь и спрятал в карман. Интересно, как бы это прокомментировал Гюнтер Юккер?
Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир