Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Капитан застрявшего лайнера не сообщил в посольство РФ о голодовке
Мир
Партия социалистов Молдавии хочет начать процедуру вотума недоверия правительству
Мир
Белоусов заявил об активном расширении военного сотрудничества между РФ и КНДР
Армия
Военные РФ поразили дронами позиции личного состава ВСУ на курском направлении
Мир
Байден прокомментировал ответные российские удары по ВСУ
Мир
МО Тайваня заявило о приближении 33 воздушных судов и восьми кораблей КНР за сутки
Мир
Коста-Рику пригласили присоединиться к Транстихоокеанскому партнерству
Мир
В Грузии при разгоне митинга пострадали 32 полицейских
Мир
Bloomberg заявило о подорожании электричества в ФРГ из-за снижения ветроэнергетики
Армия
Подразделения Южной группировки войск вскрыли позиции ВСУ на кураховском направлении
Мир
ЕС назвал условия возобновления процесса переговоров с Грузией о евроинтеграции
Мир
В офисе Нетаньяху не увидели возможности вернуть граждан на север страны
Происшествия
Губернатор сообщил об уничтожении двух дронов ВСУ над Воронежской областью
Общество
В Госдуме рассказали о вступающих в силу в декабре законах
Мир
Южная Корея отложит техобслуживание Taurus из-за поставок Украине запчастей
Мир
Правительство Чада разорвало соглашение о военном сотрудничестве с Францией
Наука и техника
Отходы угольных электростанций удешевят производство глинозема
Мир
В Канаде подали в суд на Google из-за злоупотреблений на рынке интернет-рекламы

Шелка по заказу Большого

Завершился очередной этап реконструкции Большого театра - ткачи воссоздали для интерьеров исторические ткани. В театре они появятся летом 2011 года. "Известия" заглянули в ткацкую мастерскую при Новоспасском монастыре - посмотреть, как в современных условиях создаются раритетные шелка
0
Если нити перепутаются, узор в ткани собьется. И тогда все придется начинать заново (фото: Сергей Величкин/"Известия")
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Завершился очередной этап реконструкции Большого театра - ткачи воссоздали для интерьеров исторические ткани. В театре они появятся летом 2011 года. "Известия" заглянули в ткацкую мастерскую при Новоспасском монастыре - посмотреть, как в современных условиях создаются раритетные шелка.

Тяжелая шелкобумажная ткань - брокатель - с рисунком в виде двуглавых орлов украсит Красную гостиную и часть аванлож бельэтажа. Штофом - очень плотным дорогим материалом - будут обиты ложи. А красный атлас пойдет на декорирование Круглого и Бетховенского залов. Утраченные ткани восстанавливали по сохранившимся фрагментам исторических интерьеров. Всего было изготовлено более 1800 метров. Себестоимость такого "исторического" материала рассчитать очень сложно - слишком много нюансов. Но, как неофициально сообщили в мастерской, она составляет примерно от 6000 до 16000 рублей за метр.

- На реставрацию тканей ушло около трех лет, - объясняет официальный представитель генподрядчика Михаил Сидоров. - Год мы потратили только на предварительные исследования.

"Старинные ткани" - уникальная мастерская, использующая ручные станки начала XIX века. Она существует с 1948 года и обслуживает все музеи страны. Для воссоздания старинной ткацкой техники мастера подбирали архивные материалы и анализировали образцы тканей.

- Я брала лупу и отодвигала иголкой группы нитей, - рассказывает художник по тканям Надежда Николаевна Стоянова. - Потихоньку изучала узор, схему переплетения нитей.

По одному кусочку выцветшего шелка Стоянова сделала несколько подробнейших эскизов. На их основе создавались перфокарты - кусочки картона с отверстиями, определяющие расположение нитей на станке. Одна перфокарта - одна станочная операция. Для того, чтобы воспроизвести узор целиком, их требуется целая тележка.

Перед тем как ткать, нужно "зарядить" станок - подобрать толщину, цвет и силу натяжения нити, сделать банк перфокарт для узора. На это уходит около полугода. Поэтому ткачи не ошибаются.

- Нельзя, чтобы нити перепутались или распушились, иначе узор собьется и все придется начинать сначала, - объясняет ткачиха Нина Александровна, работающая в мастерской уже 16 лет.

Работа ткача завораживает - серебристый челнок скользит между нитей быстро, как пуля. Но эта скорость обманчива - за одну восьмичасовую смену можно соткать всего метр штофа. Или семь сантиметров браше - изысканного материала с узором, как будто вышитым гладью от руки. Для Большого театра он, впрочем, не использовался - это заказ для Петергофа.

- Мы закупаем шелк-сырец, сами его красим и скручиваем в нити необходимой толщины, - рассказывает Елена Захаркова, директор мастерской. - Цвет ткани для театра подбирался по архивным образцам и утверждался специальной комиссией. Затем мастера подбирали оттенки цвета для идеального совпадения с образцом и создавали несколько экспериментальных вариантов. Материал здесь окрашивается как химически, так и с помощью природных красителей.

- Вот ольховые сережки, они дают "болотный" цвет. А это кора крушины, для коричневого оттенка, - объясняет Раиса Ильинична, работница мастерской. - Правда, ткани для Большого театра мы окрашивали "химией".

А изначально мастерская создавалась для отделки так и не построенного Дворца Советов. Сохранился раритет той эпохи - бледно-голубая ткань с цитатами из Сталина. Правда, в одном месте ткачи "опечатались" - вместо "рождать" написано "раждать". Но на сияющем шелке такие детали не заметны.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир