Шелка по заказу Большого
Завершился очередной этап реконструкции Большого театра - ткачи воссоздали для интерьеров исторические ткани. В театре они появятся летом 2011 года. "Известия" заглянули в ткацкую мастерскую при Новоспасском монастыре - посмотреть, как в современных условиях создаются раритетные шелка.
Тяжелая шелкобумажная ткань - брокатель - с рисунком в виде двуглавых орлов украсит Красную гостиную и часть аванлож бельэтажа. Штофом - очень плотным дорогим материалом - будут обиты ложи. А красный атлас пойдет на декорирование Круглого и Бетховенского залов. Утраченные ткани восстанавливали по сохранившимся фрагментам исторических интерьеров. Всего было изготовлено более 1800 метров. Себестоимость такого "исторического" материала рассчитать очень сложно - слишком много нюансов. Но, как неофициально сообщили в мастерской, она составляет примерно от 6000 до 16000 рублей за метр.
- На реставрацию тканей ушло около трех лет, - объясняет официальный представитель генподрядчика Михаил Сидоров. - Год мы потратили только на предварительные исследования.
"Старинные ткани" - уникальная мастерская, использующая ручные станки начала XIX века. Она существует с 1948 года и обслуживает все музеи страны. Для воссоздания старинной ткацкой техники мастера подбирали архивные материалы и анализировали образцы тканей.
- Я брала лупу и отодвигала иголкой группы нитей, - рассказывает художник по тканям Надежда Николаевна Стоянова. - Потихоньку изучала узор, схему переплетения нитей.
По одному кусочку выцветшего шелка Стоянова сделала несколько подробнейших эскизов. На их основе создавались перфокарты - кусочки картона с отверстиями, определяющие расположение нитей на станке. Одна перфокарта - одна станочная операция. Для того, чтобы воспроизвести узор целиком, их требуется целая тележка.
Перед тем как ткать, нужно "зарядить" станок - подобрать толщину, цвет и силу натяжения нити, сделать банк перфокарт для узора. На это уходит около полугода. Поэтому ткачи не ошибаются.
- Нельзя, чтобы нити перепутались или распушились, иначе узор собьется и все придется начинать сначала, - объясняет ткачиха Нина Александровна, работающая в мастерской уже 16 лет.
Работа ткача завораживает - серебристый челнок скользит между нитей быстро, как пуля. Но эта скорость обманчива - за одну восьмичасовую смену можно соткать всего метр штофа. Или семь сантиметров браше - изысканного материала с узором, как будто вышитым гладью от руки. Для Большого театра он, впрочем, не использовался - это заказ для Петергофа.
- Мы закупаем шелк-сырец, сами его красим и скручиваем в нити необходимой толщины, - рассказывает Елена Захаркова, директор мастерской. - Цвет ткани для театра подбирался по архивным образцам и утверждался специальной комиссией. Затем мастера подбирали оттенки цвета для идеального совпадения с образцом и создавали несколько экспериментальных вариантов. Материал здесь окрашивается как химически, так и с помощью природных красителей.
- Вот ольховые сережки, они дают "болотный" цвет. А это кора крушины, для коричневого оттенка, - объясняет Раиса Ильинична, работница мастерской. - Правда, ткани для Большого театра мы окрашивали "химией".
А изначально мастерская создавалась для отделки так и не построенного Дворца Советов. Сохранился раритет той эпохи - бледно-голубая ткань с цитатами из Сталина. Правда, в одном месте ткачи "опечатались" - вместо "рождать" написано "раждать". Но на сияющем шелке такие детали не заметны.