По ком звонит Большой театр
В Большой театр после длительной реставрации вернулись 35 старинных колоколов. Собственная звонница появилась у театра в 1920-х годах, когда руководству Большого удалось выпросить у советских властей колокола в дополнение к оркестру.
На подъемном кране медленно уплывает в небеса очередной колокол. Под ним в толпе образовалась почтительная пустота: трос держит крепко, но 159 пудов (2,6 тонны) - не шутка. Впрочем, главная опасность позади: великан коллекции, весом более шести тонн, уже на месте. Своей очереди дожидается и девятикилограммовый "малыш". Весь ансамбль, составленный из разнообразных по размеру, звучанию и возрасту (от одного до трех с лишним веков) инструментов, будет установлен над арьерсценой на высоте шестого этажа.
Десять медных раритетов - братья: они были отлиты на знаменитом ярославском заводе Товарищества "П.И. Оловянишникова Сыновья", чьи колокола удостаивались международных наград в Париже, Чикаго, Новом Орлеане. Еще один был изготовлен на заводе П.И. Финляндского. На них красуются гербы Российской империи - почетный знак элитных предприятий. В путаной медной вязи можно разобрать и названия храмов: один колокол прибыл в театр из церкви Воскресения Христова в Кадашах, которой его подарил кузнец Грачев, другой принадлежал некоему храму Успения и Покрова.
Идея дополнить оркестр Большого старинными колоколами принадлежит московскому звонарю Алексею Кусакину. Он помогал руководству Большого собирать раритеты и стал первым в мире театральным звонарем. Не все желанные раритеты удалось сберечь. Колокола храма Христа Спасителя, несмотря на просьбы театра, были переплавлены, а 16-тонная гордость звонницы Рогожского кладбища стала сырьем для продукции завода "Динамо".
Звонница просуществовала в театре около 85 лет - до начала реконструкции в 2005-м.
- Состояние было ужасное, - констатирует Марат Оганесян, замдиректора Дирекции по строительству, реконструкции и реставрации. - Колокола были запачканы краской, цементом и пылью, языки заржавели. Для защиты металла поверхность инструментов покрыли несколькими слоями патины, каждый слой выдерживался по 12-15 часов. Зато теперь они прослужат сотни лет.
Звонница Большого театра уникальна не только с исторической, но и с драматургической точки зрения.
- Не берусь утверждать, что это единственный в мире театр с колоколами, - сомневается Михаил Сидоров, представитель компании-генподрядчика. - Вдруг на другом конце земного шара обнаружится еще один. Но среди театров первой величины ничего подобного точно нет.
Подъем и монтаж всех колоколов займут три дня. Дальше за дело возьмутся "звукари" - инструменты не должны сфальшивить в операх "Жизнь за царя" и "Борис Годунов". Впервые после реставрации их можно будет услышать в октябре 2011 года.