Бритва, кисет и ложка Василия Теркина


Связь экспозиции с текстом, впрочем, весьма условная - авторы выставки обратили внимание на подзаголовок поэмы: "Книга про бойца". Подобно Твардовскому, в музее обобщили образ рядового солдата, представив его в динамичном развитии: от начала и до конца войны.
- Мы не ставили задачи досконально следовать тексту поэмы, - рассказывает куратор выставки Людмила Глазунова. - Однако выставка разбита на тематические разделы, иллюстрированные строчками из "Василия Теркина": солдаты на привале, солдаты в дороге или после боя. Это словно главы в поэме Твардовского.
Хотя немало материалов предоставлено Пушкинским домом и Центральным архивом кинофотодокументов Санкт-Петербурга, в большинстве своем экспонаты незамысловаты. Это типичные и ничем не примечательные вещи военного быта: гармошка и патефон, предметы полевой кухни, каска и саперная лопатка. Добрая половина вещей, иллюстрирующих рутинную военную жизнь, найдена военными поисковиками на Синявинских высотах, где шли ожесточенные бои на подступах к Ленин-граду, и за рекой Сестрой, в местах боевых действий Советско-финской войны.
- Вот опасная бритва, она принадлежала красноармейцу Николаю Пижову, - сухо комментирует поисковик Андрей Леонов, в прошлом году нашедший бойца. - Воин опознан по подписанному компасу. 70 лет пролежал в земле. Теперь покоится на мемориале в Кировском районе Ленобласти.
Тема смерти на выставке не то чтобы замалчивается, но возникает разве что в таких скупых комментариях рядом с экспонатами. Это, впрочем, вполне соответствует жизнеутверждающему настроению поэмы: стенды над застекленными витринами расписаны стихами Твардовского: "Я одну политбеседу повторял: не унывай".
Между тем Василий Теркин, согласно легенде, начал боевой путь еще в 1939 году, на зимней войне - впервые стихи о веселом солдате появились на страницах газеты "На страже Родины". Образ Теркина - плод коллективного творчества поэтов, журналистов и художников, среди которых Самуил Маршак и Николай Тихонов. Тот Теркин был куда более фантастичен, чем знакомый всем герой Твардовского - в тяжелые годы Великой Отечественной бравурным рассказам о невероятных подвигах поверить было сложно. Однако читателям полюбилась уверенность в победе неунывающего Василия Теркина, и новые главки поэмы расходились на цитаты. А спустя шестьдесят пять лет создатели выставки надеются заинтересовать детей тематической программой. Пока ведутся переговоры с Театром им. Акимова о череде концертов, ребятам расскажут, как наматывать портянки, и предложат нарисовать портрет Василия Теркина.
- Такие задания нужны, чтобы детям захотелось что-то почитать, - пояснила сотрудник музея Мария Викторова.