Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Особая нота Петра Тодоровского

26 августа исполнилось 85 лет кинорежиссеру, кинооператору, сценаристу, актеру и композитору Петру Ефимовичу Тодоровскому. Обычно юбиляры сами рассказывают о своей жизни. "Известия" решили нарушить традицию и обратились к супруге Петра Ефимовича - продюсеру Мире Тодоровской
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

26 августа исполнилось 85 лет кинорежиссеру, кинооператору, сценаристу, актеру и композитору Петру Ефимовичу Тодоровскому. Обычно юбиляры сами рассказывают о своей жизни. "Известия" решили нарушить традицию и обратились к супруге Петра Ефимовича - продюсеру Мире Тодоровской.

Во-первых, они прожили вместе 49 лет, а во-вторых, в отечественном кинопейзаже Мира Григорьевна - сама по себе яркое явление. Компания "Мирабель", которую в 1992 году учредила Мира Григорьевна, произвела восемнадцать фильмов и, естественно, продюсировала фильмы Петра Тодоровского - "Анкор, еще анкор!", "Какая чудная игра", "Ретро втроем", "Жизнь забавами полна", "В созвездии Быка", "Риорита". Миру Григорьевну Тодоровскую расспрашивала обозреватель "Известий".

известия: Вас Петр Ефимович увидел на сцене и влюбился. А каким вы его увидели?

мира тодоровская: Он был невероятный красавец. Каждая одесская девушка мечтала познакомиться с кинооператором, лауреатом всесоюзного фестиваля за фильм "Жажда". А еще все знали и любили фильмы "Два Федора", "Весна на Заречной улице", которые он снимал. К тому же Петр Ефимович был не женат, да еще был обладателем однокомнатной квартиры и машины "Москвич". Словом, местная знаменитость, первый парень Одессы. А я была из простой небогатой семьи, не одесситка. Жила в общежитии Института инженеров морского флота, получила диплом инженера-лейтенанта. Случилось так, что Петр Ефимович обратил внимание именно на меня. И с тех пор мы не расстаемся.

и: Ухаживал красиво?

тодоровская: У нас была всего одна неделя для ухаживаний и развития наших отношений. На первое свидание в общежитии он пришел с гитарой. Решил завлечь основательно. Петь-играть у него талант от мамы. И под его песни я, конечно, не устояла. Петр Ефимович тогда готовился ехать в Ленинград - на съемки фильма "Никогда". Это был его режиссерский дебют - совместно с Владимиром Дьяченко. Сначала он предложил мне пожить в его квартире, а на следующий день - и вовсе поехать с ним в экспедицию. Я и поехала. А в Питере мы сыграли свадьбу.

и: Так быстро?

тодоровская: У нас была очень смешная свадьба. Автором сценария фильма "Никогда" был Григорий Поженян. Он нашими с Петей отношениями вначале был недоволен. Как-то в Одессе пытался "клеиться" ко мне на улице, кричал: "Я - член Союза писателей!" Но я была скромной девушкой и отвергла его попытки. А тут он увидел меня рядом с Петей. Тем не менее Гриша организовал нам свадьбу, сказав, что у его друга - фронтовика, драматурга и поэта Александра Володина в Питере есть трехкомнатная квартира, и там хорошо будет гулять. Пришла съемочная группа, кто-то из ленфильмовцев. Прекрасная была свадьба. Небогатая, но очень душевная. Все напились, кто-то подрался - все как надо... В итоге мы подружились с семьей Володина, и Петя для спектакля Товстоногова "Фабричная девчонка" по пьесе Володина напел "Милая моя, взял бы я тебя..." И лишь лет через двадцать пять после той питерской свадьбы мы от Володина узнали, что он не был знаком с Григорием Поженяном. Вот как бывает.

и: Профессия режиссера - сплошные нервы. Режиссеры нервничают всегда - и когда в простое, и когда снимают. Каков в этом отношении Петр Ефимович?

тодоровская: Да, профессия нервная, но Петя отличается от других. Во время съемок он не нервничает, потому что снимать кино - для него счастье. Веселый, обаятельный. На съемочной площадке уверен в себе - всегда знает, какой результат ему нужен, и всегда его получает. "Риориту" он снимал в 2008 году, в возрасте не юношеском. Но на площадке ему невозможно было дать его 83 года. Он помолодел лет на двадцать. И выглядел, и держался, и бегал, и со всеми шутил. И всегда съемочной группе передается его состояние, поэтому работа идет споро, без лишних криков. А актеры так просто влюблены в него.

и: А во время простоя?

тодоровская: Когда не было съемок, он писал. А я читала, правила. Он ведь перед войной успел закончить только девять классов украинской школы. Уже после войны как-то добыл аттестат, но грамотнее от этого не стал, хотя и поступил во ВГИК на операторский. Петр Ефимович для меня уникальный человек. Ведь его после первого курса отчислили за профнепригодность. Но он сумел пересдать экзамен, вернуться, а потом и призы за операторское мастерство получал. Он - самородок. И не скрывает, что понимает свой комплекс: мол, вот Никита и Андрон (Михалков и Кончаловский. - "Известия") в каком поколении интеллигенты? А я - простой парень из деревенской украинской школы...

и: Петр Ефимович и сегодня продолжает писать сценарии?

тодоровская: Да, у него есть история. Военная. Называется "Оглушенные тишиной". Действие происходит 8 мая, во время встречи советских и американских солдат на Эльбе. Он же там был. А сразу по окончании войны, в девятнадцать лет, его назначили комендантом маленького немецкого городка. Что такое сегодня девятнадцать лет? А у него в эти годы уже был колоссальный опыт. Вот об этом фильм. Вообще, все его картины, конечно, отражение его жизни. Но сегодня время такое, что о запуске думать невозможно. А быть в простое очень тяжело. Ему хочется работать. И чтобы хоть как-то заполнить паузу, я придумала один проект. Мы собрали все кассеты с записями Петра Ефимовича. Так появился диск из 25 мелодий. Обычно он играл дуэтом с Сергеем Никитиным, а в этом альбоме он один.

и: Петр Тодоровский - сценарист, режиссер и еще композитор. Для продюсера это экономия или головная боль?

тодоровская: Пожалуй, экономия. Я оплачивала аранжировщика, а композитору уже не платила. Иногда он обижался: мол, где мой гонорар? Я тогда говорила: "Ешь суп, это и есть твой гонорар". Я с Петром Ефимовичем за восемнадцать лет сделала семь фильмов. Так получилось, что, выйдя замуж за режиссера, сама постепенно перешла в кино. Начинала как сценарист научно-популярных фильмов. Деньги были маленькие, но, когда Петр Ефимович не снимал, они были нашим подспорьем.

и: Сегодняшнему поколению трудно поверить в то, что успешный советский режиссер был небогат.

тодоровская: А в те времена почти не было богатых режиссеров. Постановочные зависели от категории фильма, и порой они были совсем небольшие, к тому же не стабильные, не ежегодные. Между фильмами перерывы были по два-три года, а кушать надо было каждый день. Но даже ради денег Петр Ефимович не шел на компромисс и снимал только то, что сам очень хотел. Его, например, долго не запускали с фильмом "Верность", но он сказал, что будет работать только по сценарию Булата Окуджавы. И победил. Но пока он воевал за фильм, мы жили впроголодь, а ведь был уже Валера. С другой стороны, Петр Ефимович и я - из бедных семей. Знали цену хлебу и были неизбалованными. Шесть котлет к обеду на три дня. Ребенок не может прибежать со двора и схватить котлетку на перекус, иначе потом не будет обеда. И Валера все понимал. Наше окружение тоже так жило. Есть деньги - радовались, что-то покупали. Не было их - не страдали.

и: Из фильмов, которые вы сделали вместе, какой у Петра Ефимовича самый любимый?

тодоровская: "Анкор, еще анкор!" и "Военно-полевой роман".

и: Я предполагала, что вы скажете "Интердевочка" - первый продюсерский проект в Советском Союзе. Как вы уговорили Петра Ефимовича снять этот фильм?

тодоровская: Этот фильм я очень люблю. Это мое дитя. А Петра Ефимовича я поймала просто "на слабо". Прочитала повесть Владимира Кунина "Проститутка" и сказала Петру Ефимовичу, что он всю жизнь снимал нежные и трогательные фильмы. А слабо ли ему снять коммерческий фильм? Был 1987 год, в Москве шел международный кинофестиваль. На приеме в шведском посольстве я искала кого-то, кто мог бы стать моим партнером для съемок в Швеции. И ведь нашла! Один парень загорелся - через месяц позвонил и сказал, что нашел двести тысяч долларов. Сложнее было в нашем Госкино. И общественное мнение было против. Письма шли возмущенные: как же так, в Советском Союзе будут снимать фильм о проститутках? Боялись темы, но тут Армен Медведев, тогдашний заместитель председателя Госкино, во всеуслышание сказал: "О чем бы ни снимал Тодоровский, все равно будет лирическая история о любви". Так и получилось.

и: И с этим фильмом закончилась ваша бедность.

тодоровская: А членов съемочной группы на "Мосфильме" завистники рвали на части. Завидовали со страшной силой, так как сумма постановочных в несколько раз превышала обычные. Мы купили дачу. Но для меня работа над "Интердевочкой" запомнилась другим. Госкино не знало тогда такого слова "продюсер", поэтому заявку на съемки я оформляла как член Союза кинематографистов. Выделенные деньги были отправлены на "Мосфильм". И гендиректор киноконцерна Владимир Досталь на мое "я - продюсер фильма" только хмыкнул: "Ну, тогда езжайте в Голливуд" - мол, мы тут сами займемся, без самозванцев. Кто бы мог подумать, что пройдет совсем немного времени, и Владимир Николаевич станет президентом Гильдии продюсеров и будет добиваться, чтобы продюсеров вписали в реестр профессий. А тогда было обидно. Но меня поддержали шведские партнеры, и для них я делала короткую версию.

и: Как проходил отбор актеров?

тодоровская: Было очень смешно. Петр Ефимович исходя из своих деревенских представлений о проститутках искал девушек со статными фигурами - чтобы и грудь была, и попа. Когда я привела ему Елену Яковлеву, в главной роли он ее не увидел. Но Елена оказалась с характером и на пробах доказала, что эта роль - только ее. И он полюбил ее, как актрису, и потом писал для нее роли.

и: У Петра Ефимовича снимались красавицы. Не боялись, что уведут?

тодоровская: Нет, не боялась. Я с ними дружу. Его по праву называют "дамский мастер". Он любит женщин, любит пококетничать. Как посмотрит своими серыми глазами! У него до сих пор ресницы по два сантиметра. Любовь к актрисам всегда выражалась в образах, которые он для них писал. И как раскрывались Галина Польских в "Верности", Людмила Гурченко в "Любимой женщине механика Гаврилова", Инна Чурикова и Наталья Андрейченко в "Военно-полевом романе"! В "Интердевочке" кроме Елены Яковлевой - Ингеборга Дапкунайте, Ирина Розанова и Любовь Полищук. "Анкор, еще анкор!" - опять же Ирина Розанова, Елена Яковлева и Лариса Малеванная. А как ярко сыграла Лариса Удовиченко в фильме "Какая чудная игра"! Мне очень жаль, что этот глубокий фильм не получил внимания, которое заслуживает. А насчет ревности - Петр Ефимович никогда не давал повода. Для него святое - сын Валерий, поэтому семья - тоже святое.

и: В следующем году вы будете отмечать золотую свадьбу. Яркое опровержение легких нравов в киномире.

тодоровская: Однажды в него влюбилась по-серьезному совсем молоденькая девушка. Она снималась в картине "Городской романс" и тихо страдала. Зато съемочная группа во время экспедиции начала "варить бульон" и носить сплетни по всей Одессе. Я приехала на съемки, познакомилась с Машей и старалась, чтобы вне съемок она с нами проводила как можно больше времени. Сплетни утихли, а Маша потом вышла замуж за Виталия Соломина.

Очень непростое дело - прожить вместе 49 лет и по-прежнему любить друг друга. Для меня у него нет отрицательных черт. Я все так же вижу в нем мужскую красоту, которая покорила меня в молодости. Он по-прежнему для меня самый музыкальный и самый талантливый. И если мы спорим сегодня, то лишь о еде. Я ему говорю: чем старше человек, тем меньше должен есть. Игорь Моисеев, например, ел как птичка. А Петр Ефимович любит вкусно поесть, но ему нельзя. 

13 ОТВЕТОВ ЮБИЛЯРА

По просьбе "Известий" Петр Ефимович Тодоровский ответил на некоторые пункты анкеты Марселя Пруста.

Достоинство, которое вы больше всего цените в людях?

Порядочность.

Достоинство, которое вы больше всего цените в мужчине?

Цельность.

Достоинство, которое вы больше всего цените в женщине?

Верность.

Ваша отличительная черта?

Скромность.

Недостаток, который вы скорее всего склонны извинить?

Отсутствие воли.

Ваше любимое занятие?

Музицировать.

Ваши любимые поэты?

Александр Пушкин, Давид Самойлов.

Ваш любимый прозаик?

Владимир Войнович.

Ваш любимый цвет?

Белый.

Ваше любимое имя?

Мира.

Ваше любимое блюдо?

Гречневая каша.

Ваше любимое изречение?

Все проходит.

Ваш любимый девиз?

Все проходит. 

СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"

Петр Ефимович Тодоровский родился в городе Бобринец Кировоградской области (Украина). Окончил Саратовское пехотное училище, затем воевал. Победу встретил на Эльбе. В 1954 году завершил обучение на операторском факультете ВГИКа (мастерская Бориса Волчека). Как оператор снял фильмы "Жажда", "Весна на Заречной улице", "Два Федора". В 1962 году дебютировал как режиссер фильма "Никогда". Всего снял семнадцать картин, к тринадцати из них написал сценарии, к восьми сочинил музыку.

В 1996 году стал лауреатом Государственной премии РФ за фильмы "Военно-полевой роман", "Анкор, еще анкор!" и "Какая чудная игра". За выдающийся вклад в отечественный кинематограф был награжден Почетным призом президента России (2000), орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени (2005).

Жена - продюсер и режиссер Мира Тодоровская. Сын Валерий Тодоровский - продюсер, режиссер и сценарист. Внук Петр работает на телевидении, пишет сценарии. Недавно подарил дедушке правнука Илью, названного в честь брата Петра Ефимовича, погибшего на фронте в 1941 году. Внучки - 15-летняя Катя и годовалая Зоя.

Петр Тодоровский сегодня и в 1945 году

"Военно-полевой роман" (в кадре Николай Бурляев и Инна Чурикова) - один из любимых фильмов режиссера

Кадр из фильма "Интердевочка". Супруга режиссера стала первым продюсером в СССР и "взорвала" кинопрокат

Кадр из фильма "Анкор, еще анкор!". Роль Любы Тодоровский специально писал для Ирины Розановой (рядом Евгений Миронов)

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир