Ничего чрезвычайного
Из-за лесных пожаров семь регионов России, в том числе и Московская область, существуют сегодня в режиме чрезвычайной ситуации. После самых "грязных" за все последние недели выходных в Москве за введение в городе режима чрезвычайной ситуации выступили некоторые политики. Глава МЧС России Сергей Шойгу и власти столицы считают такую меру излишней.
Площадь пожаров в Подмосковье сокращена вдвое, сообщил Шойгу, и теперь достаточно "грамотно, спокойно и очень профессионально информировать население о том, что происходит". Но экологическая ситуация в городе все больше беспокоит население и врачей. Концентрация угарного газа в последние дни в 6-7 раз превышала норму, в легкие вместе со смогом проникают вредные микрочастицы PM10, которые крайне медленно выводятся из организма.
Напуганные сообщениями о резком росте смертности в столице, многие москвичи в интернете настаивают на временной эвакуации из города хотя бы беременных женщин и детей. За введение режима ЧП выступает и фракция ЛДПР в Госдуме. "В сложившейся ситуации мы предлагаем объявить чрезвычайное положение и ввести в Москве прямое президентское правление с одновременной разработкой и реализацией неотложных мер по стабилизации обстановки в ближайшее время", - цитирует "ИНТЕРФАКС" сообщение пресс-службы партии.
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский, видимо, перепутал термины. ЧП подразумевает особый правовой режим деятельности органов власти и объявляется только в случае крайней угрозы безопасности страны. А режим чрезвычайной ситуации вводится в отдельном регионе в случае природного или техногенного бедствия и предполагает более узконаправленные меры по защите и жизнеобеспечению его жителей. Финансируются эти меры из местных бюджетов, а в случае нехватки средств привлекаются государственные резервные фонды.
- Введение чрезвычайного положения - решение весьма ответственное, требующее множества ограничений, - поясняет Владимир Платонов, председатель Московской городской думы. - Изменение режима выборов, работы органов власти, введение комендантского часа и многое другое. Решить проблему с пожарами можно с куда меньшими издержками. Другое дело - режим ЧС, направленный на преодоление локальной проблемы. Но в Москве, на мой взгляд, не надо вводить и его - мы успешно боремся с пожарами, работает "Скорая помощь", администрация делает все что может.
- Если сейчас объявить чрезвычайную ситуацию в Москве, ее нужно будет объявлять каждый день - ведь степень загрязнения атмосферы в связи с трафиком машин ежедневно превышает норму. Поэтому я не вижу смысла в такой мере, - говорит эколог Алексей Киселев, руководитель токсической программы "Гринпис" в России. - Другое дело, что Москва должна извлечь из этой ситуации урок и ограничить трафик транспорта в подобных ситуациях, чтобы не усугублять проблему. А что касается частиц PM10 - в России они официально не признаны, как и многие другие вредные вещества, активно выделяемые в атмосферу. О них предпочитают молчать, чтобы не нервировать население, и ряд специалистов мониторит их добровольно. А ведь из-за пожаров выделяются еще более мелкие частицы PM2,5, которые не просто накапливаются в легких, но и переносят на себе канцерогенные и аллергенные вещества. Но из-за их "нелегального положения" они не являются юридическим основанием для введения ЧС.