Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
В Подольске мужчину избили за замечание и бросили умирать на дороге
Наука
Ракета «Протон-М» со спутником «Электро-Л» стартовала с Байконура
Мир
Экс-премьер Израиля обвинил Запад в срыве российско-украинских переговоров
Мир
Шольц заявил о «консенсусе» с Зеленским по применению западного оружия
Недвижимость
Количество новостроек в продаже в РФ выросло на 30%
Происшествия
Тело женщины извлекли из-под завалов обстрелянного ВСУ дома в Донецке
Мир
Умер экс-президент Пакистана Первез Мушарраф
Мир
В КНР назвали чрезмерной реакцию США в отношении китайского аэростата
Происшествия
Пожарный погиб при тушении жилого дома в Подмосковье
Мир
Арестович предупредил о неприятностях для ВСУ в Донбассе
Происшествия
Глава Северной Осетии и журналисты попали под обстрел в Запорожской области
Спорт
Игорь Гришин покинул пост главного тренера ХК «Спартак»

"Драмбастеры" Алексея Учителя

Вчера в Петербурге завершился ХХ международный кинофестиваль "Послание к человеку". Накануне закрытия форума корреспондент "Известий" поговорил с его президентом Алексеем Учителем о сходствах и различиях документального и игрового кино
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Вчера в Петербурге завершился ХХ международный кинофестиваль "Послание к человеку". Накануне закрытия форума корреспондент "Известий" поговорил с его президентом Алексеем Учителем о сходствах и различиях документального и игрового кино.
Известия: Вы говорили, что границы между документальным и игровым кино стираются, и в этом - будущее кино. Но концепция cinema-verite, "киноправды", довольно стара. Даже юная Валерия Гай Германика ее применяет. Получается, все новое - давно забытое старое?
Алексей Учитель: Действительно, Германика ничего нового не открыла. Иногда документальное кино сделано так хорошо, что не веришь в несыгранность, а порой игру неизвестного актера принимаешь за реальную жизнь. Но вряд ли фильмы Дзиги Вертова можно отнести к игровому кино. У обоих жанров есть своя кинематографиче-ская форма.
известия: Вы довольно поздно пришли в игровое кино. Как сказался опыт документалиста на вашем индивидуальном стиле?
учитель: Сокуров, Баранович, Лозница, Дворцевой или француз Лоран Канте (кстати, снявший фильм о школе, - его "Класс" в 2008 году победил на Каннском фестивале), - режиссеры с большим опытом документалистики, сразу завоевавшие позиции в игровом кино. Документальное прошлое помогает делать актеров предельно естественными на экране. Когда мы в Крыму снимали фильм "Дневник его жены", семейные страсти Буниных бушевали на глазах у нескольких местных рабочих. Недели через три один из них подошел к Андрею Смирнову, игравшему писателя, с книгой Бунина и сказал: "Иван Алексеевич, дайте, пожалуйста, автограф". Было трогательно.
известия: Документалист строго фиксирует реальность или привносит в нее личное отношение?
учитель: Документалист может только наблюдать и спрашивать и лишь на монтаже сделать героя смешным или трагичным. А в игровом кино можно все, и это поразительная свобода и ответственность.
известия: Вы задержались в игровом кино по причине больших возможностей в режиссуре?
учитель: Да. Здесь большая свобода выбора. Ведь, например, Платонова не перенести в документальный фильм. Поэтому многие режиссеры, познав свой максимум в документальном кино, уходят в игровое. Самое страшное для режиссера - когда ты делаешь фильм, повторяющий предыдущий. Это творческая смерть.
известия: Реформа кино вступает в силу. Возможно ли на российском кинорынке сочетание высоких кассовых сборов и художественной ценности?
учитель: Это единственный путь. Мой лозунг таков: высокохудожественное кино, но для широкой публики. Иначе мы будем отдаляться от зрителя, снимая кино "совсем не для всех". У нас снимают до пяти стоящих картин в год и очень много плохих. В американском же кино талантливых фильмов ненамного больше - 5–10, но уйма крепких картин-середнячков. Вот этого среднего уровня нам не хватает. В нашей стране слишком мало залов. Скажем, фильм Попогребского две недели повисит в кино, и его снимут с экранов: нет сборов. А такое кино должно не за три недели собирать миллион, как блокбастер, а за год или два. В России фестивальные фильмы имеют маленький рекламный бюджет.
известия: В сентябре на экраны выходит ваш новый фильм "Край". В главной роли - Владимир Машков. Как вам работалось вместе?
учитель: Работа над "Краем" - это для меня такой же рубеж, как переход из документального кино в игровое. Огромный бюджет, масштабные съемки. Хотя блокбастером это трудно назвать. Мы с Машковым то ли в шутку, то ли всерьез придумали термин "драмбастер". Я с ним работал впервые и был поражен, как этот человек фанатично отдается одной роли. Уже два года прошло с начала съемок, ему предлагают множество сценариев, а он не принимает. Говорит, не может отойти от роли в "Крае". Наша совместная работа - это что-то большее, чем простое сотрудничество, и мы думаем, что снимать дальше.
известия: Рекламная кампания-то будет приличная?
учитель: Думаю, генеральный продюсер Константин Львович Эрнст не позволит умереть этому кино.
известия: На фестивале "Послание к человеку" проходит Международный конкурс дебютов. Вы ведете мастерскую во ВГИКе. Каково состояние современной молодой режиссуры?
учитель: У меня экспериментальная мастерская режиссуры. Мы не разделяем игровую режиссуру и документалистику. Этот "эксперимент" весьма условный: нигде в мире, кроме России, нет практики раздельного обучения документальному и игровому жанру. Ведь главное - суметь построить историю, визуально ее преподнести, озвучить. Ребята в год снимают по два фильма: документальный и игровой. Кто-то уже выстрелил: Тая Решетникова собрала кучу призов с фильмом "Прыжок", Ваня Твердовский взял награду на "Кинотавре".
известия: Существует мнение, что режиссурой должны заниматься люди зрелого возраста, имеющие жизненный опыт...
учитель: Я придерживаюсь противоположной точки зрения: чем раньше, тем лучше. Опыт будет приходить, и появятся другие картины. Но мне интересно, как мыслит восемнадцатилетний режиссер и как он это переносит на экран. Кто же будет снимать кино о восемнадцатилетних? В 25–30 они будут мыслить по-другому. Можно и в 30 лет прийти в кино, потеряв 10 лет, за которые ты мог о чем-то рассказать на экране, хотя бы и наивно. С современными камерами можно автономно произвести картину высокого качества - это важнейший момент для студенческого творчества.
известия: Вспоминается ваш культовый фильм про молодых "Прогулка" с прыгающей, будто ручной камерой.
учитель: Кстати, ремейк "Прогулки" хотят снять американцы и ирландцы. Когда-то у меня была идея сделать десять "Прогулок" в разных городах мира. По Нью-Йорку и Дублину... Разумеется, другие коллизии с героиней и героями, но внезапное знакомство и действие, разворачивающееся за реальные полтора часа, сохранятся. Зритель должен почувствовать себя на экране, встать на место героев - тогда можно сказать, что фильм удался.
Потомственный режиссер-документалист
Алексей Учитель родился в семье режиссера документального кино Ефима Учителя. После окончания ВГИКа снимал документальные и художественно-публицистические фильмы. Культовыми стали картины "Рок" с участием Бориса Гребенщикова и Юрия Шевчука и "Последний герой", посвященный памяти Виктора Цоя. В 1996 году сорокапятилетний Алексей Учитель дебютировал в игровом кино с фильмом "Мания Жизели". Через несколько лет стал народным артистом России и получил несколько престижных кинематографических наград: "Нику" и номинацию на "Золотой глобус" за фильм "Дневник его жены" (2000) о непростых отношениях четы Буниных. Картина "Космос как предчувствие" (2005) получила главный приз Московского международного кинофестиваля. Фильм "Прогулка" (2003), поставленный по сценарию Авдотьи Смирновой в декорациях юбилейной петербургской стройки, задал тон жанру российского молодежного романтического кино. В этом году Алексей Учитель стал президентом ХХ международного кинофестиваля документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов "Послание к человеку".
Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир