Межвременье после равноденствия
Год Франции в России перешагнул через равноденствие. До последней недели августа в Лофт-проекте "Этажи" открыта непривычная для русской публики выставка - "Межвременье. Десятилетие французского видеоарта" из коллекций парижского Музея современного искусства. Она объединила 20 художников-авангардистов, чьи эксперименты, впрочем, более чем внятны как по форме, так и по содержанию.
Пространство "Синий пол" на втором этаже разгорожено на погруженные в полумрак комнаты и залы; белые стены освещены лишь мерцанием видеопанелей. Обстановка подчеркнуто медитативна: истошные крики художника Абзалона, запечатлевшего себя в борьбе с собственным телом, еле слышатся из динамиков за углом, пока вы рассматриваете синусоиду морского прибоя на огромном экране. Можно и присесть на ворсистый пол в маленькой комнатушке - там в фильме алжирца Филиппа Паррено показан детский протест семидесятых. Юные парижане привязывали разноцветные полиэтиленовые пакеты к деревьям, высаженным муниципальными властями на детских площадках.
- Удивительная классическая картина - она напоминает французскую живопись семнадцатого или восемнадцатого столетия, - рассказала "Известиям" заведующая новейшими течениями Музея современного искусства Парижа Анжелин Шер. - Видеоработы понятнее широкой публике по сравнению с другими направлениями современного искусства. Но тут и проблема: с одной стороны, культурные отсылки очевиднее в силу визуализации, с другой - люди не в силах заглянуть в смысловые глубины под влиянием внешней красоты изображения.
Ветер полощет цветастые пакеты-семафоры в свете ночных фонарей - объединение внешней статики с внутренней динамикой свойственно ряду художест-венных экспериментов на выставке. "Список участников" - любимая картина госпожи Шер; она и открыла широкой публике Филиппа Паррено. В дальнем зале другая его работа: вместе с шотландцем Дугласом Гордоном он проследил за каждым движением знаменитого футболиста Зинедина Зидана в одном из матчей чемпионата Испании. Так из частных и, на первый взгляд, незначительных деталей складывается объемный портрет современности - отсюда и социальная подоплека многих работ. Тут и фильм о войне в Алжире в форме беспристрастных монологов родителей Зинеб Седиры, автора картины, и автобиография матери другой художницы - Анри Сала - на фоне истории современной Албании.
- Есть два пути к пониманию вещей сегодня - индивидуальный и общечеловеческий, - заметила Анжелин Шер. - Все в глобальном мире подвергается обобщению. Мы достаточно знаем о жизни албанцев и сопереживаем им.
Впрочем, помимо наблюдений за специфическими социальными явлениями вроде коммуны алжирских трансвеститов, французских авторов занимают и экзистенциальные проблемы. Творчество большинства художников укоренено в искусстве 60-70-х годов прошлого века, когда философские тезисы столетия утвердились в искусстве как фундамент для новых экспериментов. В конечном счете, большинство работ показывают схватку со временем: как "Марафон жизни" Жульена Дискрита, так и "Между временами-2" Кристиана Болтански, где потерянный человек бежит от самого себя либо неуловимо стареет. Или иные напоминания о сиюминутности бытия: "Опустошить Париж" Николя Мулена и "Атомический парк" Доминик Гонсалес-Форстер, где людей мало, а то и вовсе нет - после колдовства компьютерщиков или ядерного взрыва.