Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин заверил, что сил и средств для борьбы с паводками в регионах достаточно
Армия
ВС РФ отбили контратаку ВСУ под Урожайным в ДНР
Мир
Гуцул рассказала о переговорах по сотрудничеству Гагаузии с банками РФ
Мир
ЕК выплатила Украине второй транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Политика
Песков подтвердил позицию Москвы по санитарной зоне для защиты от ВСУ
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Депутаты Европарламента раскритиковали ЕС за политику двойных стандартов
Мир
В МИД РФ заявили об открытии дипмиссии в Экваториальной Гвинее в ближайшие недели
Общество
Трухановская подала жалобу на увольнение с поста ректора Института им. Пушкина
Мир
Вышедший из берегов Днепр затопил два городских парка в Киеве
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Как завещал великий Мао

В Нижегородском художественном музее - выставка китайского фарфора. Само словосочетание "китайский фарфор" рождает в воображении роскошные вазы эпохи Цин или Мин (что бы ни значило это помпезное словосочетание, остающееся для неспециалиста красивым звуком) с жар-птицами и райскими кущами. Но нынешняя выставка разрушает эти стереотипы
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Нижегородском художественном музее - выставка китайского фарфора. Само словосочетание "китайский фарфор" рождает в воображении роскошные вазы эпохи Цин или Мин (что бы ни значило это помпезное словосочетание, остающееся для неспециалиста красивым звуком) с жар-птицами и райскими кущами. Но нынешняя выставка разрушает эти стереотипы. Зрителю предлагают посмотреть на такую абсолютную экзотику, как фарфор эпохи китайской "культурной революции". Тут никаких жар-птиц, сплошные красные флаги, хунвйэбины и лозунги. Старшее поколение посетителей выставки в восторге и ностальгирует, молодежь прикалывается. Словом, равнодушных нет.

Наверняка о феномене китайской "культурной революции", в считанные годы перекромсавшей вековые традиции древнейшей мировой цивилизации, написаны увесистые тома научных монографий. Выставка в НГХМ разместилась в пяти залах, представлен 121 предмет, но о "культурной революции" они рассказывают не менее красноречиво и уж точно гораздо более эмоционально, чем самая скрупулезная научная работа.

Здесь все те же вазы, но не с птицами, а с китайскими коммунистами, счастливыми детьми - "Новое поколение изучает труды Мао Цзэдуна", радостными крестьянами, рабочими, почтальонами - "Доставим указания Мао Цзэдуна в любую точку страны!"

Излюбленные сюжеты - иллюстрации к коммунистическим операм "Овладение горой Вэйхушань" - про то, как коммунисты побеждают засевшую в горах банду, "Седая женщина", "Красный фонарь". Большую часть экспозиции занимают фарфоровые панно - картины, выполненные не по холсту, а по фарфору.

- Это тоже традиционная форма китайского фарфора, но она известна нам хуже, чем вазы, блюда, мелкая пластика, - рассказал куратор выставки Наталья Соколова. - Согласитесь, чем-то напоминает советский агитационный плакат.

Напоминает - не то слово! "Народы всего мира, объединяйтесь! - призывают герои фарфоровых “полотен”. - Разобьем американскую агрессию!"

Фарфоровые произведения времен "культурной революции" не были широко и повсеместно распространены в самом Китае.
- Они стоили банку тушенки, но в тот момент в Китае была такая бедность, что этой банки у людей не было, - рассказывает Наталья Соколова. - Ходили в лохмотьях, потому что одежду надо было носить девять лет: три года как новую, три - как старую и еще три - донашивать. Поэтому и хранились эти фарфоровые вещи исключительно в подарочном фонде ЦК КПК - предназначались для подарков заслуженным деятелям страны, партии. Сам Мао прикладывал к ним руку, выполняя на некоторых изделиях каллиграфические надписи. После "культурной революции" фонд разбазарили, и только в последние годы эти вещи стали собирать коллекционеры, они приобрели антикварную ценность.

Выставка, которая представлена в Нижнем Новгороде, принадлежит частному коллекционеру из Москвы Маргарите Баржановой. Она некогда жила в Китае и там начала собирать этот необычный фарфор, так появилась самая крупная коллекция в России. Посмотреть на необычные произведения в Нижнем Новгороде можно в течение месяца - выставка продлится до 18 июля.

Комментарии
Прямой эфир