Как завещал великий Мао
В Нижегородском художественном музее - выставка китайского фарфора. Само словосочетание "китайский фарфор" рождает в воображении роскошные вазы эпохи Цин или Мин (что бы ни значило это помпезное словосочетание, остающееся для неспециалиста красивым звуком) с жар-птицами и райскими кущами. Но нынешняя выставка разрушает эти стереотипы. Зрителю предлагают посмотреть на такую абсолютную экзотику, как фарфор эпохи китайской "культурной революции". Тут никаких жар-птиц, сплошные красные флаги, хунвйэбины и лозунги. Старшее поколение посетителей выставки в восторге и ностальгирует, молодежь прикалывается. Словом, равнодушных нет.
Наверняка о феномене китайской "культурной революции", в считанные годы перекромсавшей вековые традиции древнейшей мировой цивилизации, написаны увесистые тома научных монографий. Выставка в НГХМ разместилась в пяти залах, представлен 121 предмет, но о "культурной революции" они рассказывают не менее красноречиво и уж точно гораздо более эмоционально, чем самая скрупулезная научная работа.
Здесь все те же вазы, но не с птицами, а с китайскими коммунистами, счастливыми детьми - "Новое поколение изучает труды Мао Цзэдуна", радостными крестьянами, рабочими, почтальонами - "Доставим указания Мао Цзэдуна в любую точку страны!"
Излюбленные сюжеты - иллюстрации к коммунистическим операм "Овладение горой Вэйхушань" - про то, как коммунисты побеждают засевшую в горах банду, "Седая женщина", "Красный фонарь". Большую часть экспозиции занимают фарфоровые панно - картины, выполненные не по холсту, а по фарфору.
- Это тоже традиционная форма китайского фарфора, но она известна нам хуже, чем вазы, блюда, мелкая пластика, - рассказал куратор выставки Наталья Соколова. - Согласитесь, чем-то напоминает советский агитационный плакат.
Напоминает - не то слово! "Народы всего мира, объединяйтесь! - призывают герои фарфоровых “полотен”. - Разобьем американскую агрессию!"
Фарфоровые произведения времен "культурной революции" не были широко и повсеместно распространены в самом Китае.
- Они стоили банку тушенки, но в тот момент в Китае была такая бедность, что этой банки у людей не было, - рассказывает Наталья Соколова. - Ходили в лохмотьях, потому что одежду надо было носить девять лет: три года как новую, три - как старую и еще три - донашивать. Поэтому и хранились эти фарфоровые вещи исключительно в подарочном фонде ЦК КПК - предназначались для подарков заслуженным деятелям страны, партии. Сам Мао прикладывал к ним руку, выполняя на некоторых изделиях каллиграфические надписи. После "культурной революции" фонд разбазарили, и только в последние годы эти вещи стали собирать коллекционеры, они приобрели антикварную ценность.
Выставка, которая представлена в Нижнем Новгороде, принадлежит частному коллекционеру из Москвы Маргарите Баржановой. Она некогда жила в Китае и там начала собирать этот необычный фарфор, так появилась самая крупная коллекция в России. Посмотреть на необычные произведения в Нижнем Новгороде можно в течение месяца - выставка продлится до 18 июля.