Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Москве провели литературно-музыкальный праздник «Победа с оркестром»
Мир
СМИ сообщили о провале усилий по изоляции РФ после визита Путина в Индию
Мир
В центре Вены началась акция против политики правительства Австрии
Общество
Первые дни в декабре стали бесснежными в четвертый раз за XXI век в Москве
Мир
Аэропорт Вильнюса временно приостановил работу
Мир
Кирилл Дмитриев согласился с Маском о движении Европы к забвению
Мир
В США 18-летнего студента арестовали за поджог спящего пассажира в метро
Мир
Глава Qatar Energy выразил недоумение решением ЕС отказаться от российского газа
Происшествия
В Брянской области водитель грузовика пострадал при атаке дрона ВСУ
Мир
Глава МИД Польши предложил Илону Маску отправиться на Марс
Мир
Ливан арестовал шестерых человек за нападение на патруль ООН
Армия
Стало известно о ликвидации российскими бойцами боевика подразделения «Кракен»
Мир
Зеленский подтвердил визит в Лондон на следующей неделе
Общество
В аэропорту Волгограда временно приостановили полеты
Мир
Саркози питался в тюрьме батончиками мюсли и молочными продуктами
Спорт
«Зенит» одержал победу над «Акроном» в матче РПЛ
Мир
Пожар в Праге уничтожил ретроавтомобили стоимостью около $10 млн

Отнять и поделить

В южной столице Киргизии Оше уже четыре дня продолжаются межэтнические столкновения между киргизами и узбеками. В воскресенье беспорядки перекинулись в соседнюю Джалал-Абадскую область. По последним данным, погибли 124 человека, свыше 1,6 тысячи местных жителей ранены. "Известия" получили от своих источников свидетельства с места трагедии
0
14 июня 2010 года. Беженки-узбечки не могут покинуть киргизскую территорию (фото: AP)
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Как потушить "пламя" на юге Киргизии

В южной столице Киргизии Оше уже четыре дня продолжаются межэтнические столкновения между киргизами и узбеками. В воскресенье беспорядки перекинулись в соседнюю Джалал-Абадскую область. По последним данным, погибли 124 человека, свыше 1,6 тысячи местных жителей ранены. "Известия" получили от своих источников свидетельства с места трагедии.

Страсти слегка охладил ливень, который прошел в Оше и Джалал-Абаде. Он потушил пожары, которые полыхали в районах компактного проживания узбеков. Сейчас они превращены в неприступные крепости. Кое-где идут вялые перестрелки. Трупы с улиц уже убрали. По Ошу и Джалал-Абаду ездят машины с вооруженными людьми. Неизвестно, правда, чего от них следует ждать - автоматной очереди или защиты от мародеров. Магазины разграблены, населению есть нечего. "Это пострашнее, чем то, что я снимал в Бишкеке во время свержения Бакиева, - рассказал "Известиям" местный фоторепортер, пожелавший скрыть свое имя. - Межэтнические столкновения в тысячу раз страшнее любой революции!"

На улицах Оша почерневшие останки сгоревших машин. Все, что можно было разграбить, давно разграблено. На руках у так называемых активистов новенькие автоматы Калашникова с боекомплектами. Грабили не только магазины, но и военные склады.

- Те, кто сейчас вышел на улицы с оружием, условно делятся на три группы, - продолжает свой рассказ наш источник. - Это узбеки, которые отчаянно защищают свои дома. Они перекрыли улицы в своих микрорайонах баррикадами. В одном селе есть даже БМП, отбитый у властей. Вторая группа - это киргизы-погромщики. Сейчас они пытаются выбить узбеков из домов и завладеть их имуществом. Их хорошо снабжают боеприпасами и водкой. Кто? На этот вопрос нет точного ответа. Хотя правительство Отунбаевой виновником всех бед называет клан Бакиевых. Есть еще третья сила - северяне. Это добровольцы - ветераны-"афганцы", которые по мобилизационным предписаниям выдвинулись на Юг. Правительство им выдало оружие. Это те самые молодые люди, которые в самом Бишкеке сначала грабили магазины, а потом вступили в народные дружины. Здесь они занимаются тем же самым. Мы не видим особого различия между вторыми и третьими. Всё те же погромы и всё та же водка.

- А что предпринимают вооруженные силы, внутренние войска, правительство?

- Как раз их усилий и не заметно. Какие-то части выдвинулись в районы проживания узбеков. Требуют сложить оружие. Но войти в села не решаются. Гарантировать безопасность сейчас временное правительство не в состоянии. Это очевидно. Старики, женщины и дети из этих районов ушли. Они пешком направились к границе с Узбекистаном. Я разговаривал с одной узбекской семьей. Их в Узбекистан не пустили. Они были вынуждены вернуться. Хотя многие переходят границу и остаются там. Ведь другого пути у них нет - дороги на север перекрыты киргизскими отрядами самообороны. Журналисты, которые прилетели в Ош, двое суток не могли добраться с аэродрома до города. Это около 20 километров. На их пути расположены два узбекских села. Дорога была блокирована. Только бронетехника смогла проехать там. Трупы убитых лежат во дворах и присыпаны песком. Состоялись первые похороны. Многие не верят, что количество убитых 124 человека, как сообщают официально власти. В узбекской общине говорят, что погибло до 700 человек. Предстоящая ночь обещает быть очень напряженной. Начнется штурм узбекских укрепрайонов.

80 россиян эвакуированы из Оша

Как сообщает РИА Новости, около 80 российских граждан были эвакуированы в понедельник из Оша в Бишкек. Данные получены от одного из них, фотожурналиста Дмитрия Алешковского. По его словам, в основном это члены семей российских дипломатов, а также те люди, которые пришли в наше консульство и предъявили российские паспорта. Для их эвакуации посольство России в Бишкеке зафрахтовало самолет, отметил журналист. "Однако в Оше еще остались российские граждане, вывезли не всех", - рассказал Алешковский.

Секретарь Совета безопасности Киргизии полковник Алик Орозов - "Известиям": Вещи творятся страшные

В понедельник временное правительство Киргизии специальным декретом создало Совет безопасности при президенте переходного периода (прежний Совбез был упразднен в конце прошлого года экс-президентом Курманбеком Бакиевым). Секретарем возрожденного ведомства назначен полковник спецслужб Алик Орозов. Вот что он сказал корреспонденту "Известий" Екатерине Забродиной.

известия: Какие первоочередные задачи стоят перед вами сейчас?

Алик Орозов:  Главная задача - потушить пожар. Разбираться, кто виновен, кто невиновен - это дело вторичное. Потому что бойню, которая началась (на юге Киргизии. - "Известия"), остановить очень трудно.

Там очень страшные вещи творятся, происходит повальное убийство. Люди обезумели, идут друг на друга. Ситуация стала неуправляемой - это настоящий хаос.

и: И все-таки - что и кто стоит за межэтническим обострением?

Орозов: Проблемы в регионе не решались в течение двадцати лет, и вот сейчас ситуация взорвалась. Там задействованы силы, которые постоянно стремятся "подбросить дрова в костер". Это и криминальные группировки, и другие элементы. Провокаторы запугивают местное население. Хотя простой народ хочет примирения, несмотря на все ужасы, кровь и потерю близких. Для стабилизации ситуации мы объявили частичную мобилизацию - другого пути у нас нет. Все городские и областные структуры призваны не поддаваться панике. Нужно принять меры, чтобы пламя не перекинулось на другие города и регионы, где пока еще спокойно. Я говорю о севере страны.

и: Чего вы ждете от ОДКБ?

Орозов: От ОДКБ мы ждем только поддержки. Если бы было можно задействовать какие-то силы, народ воспринял бы это положительно.

СВИДЕТЕЛЬСТВО ОЧЕВИДЦА

Екатерина Пряхина

В Джалал-Абаде люди боятся выходить на улицу

Солтан вернулся из родного Джалал-Абада неделю назад, когда там еще было относительно спокойно. Но за месяц, проведенный дома, он понял, что там уже давно живут как на войне.

- Я наполовину узбек. Работаю в Москве уже много лет, у меня российское гражданство, но квартиры здесь нет, снимаю комнату, - рассказывает Солтан. - В Джалал-Абаде у меня остается большая семья. Родители, сестры с племянниками, младшие братья, молодая жена и крошечный ребенок. Ему еще полугода нет. С тех пор как в Киргизии начались беспорядки, я себе места не нахожу. Дозвониться до них очень сложно, связь неустойчивая. Перевожу им деньги - они их снять не могут. Пока, увы, нет возможности перетащить всю родню в Россию - им придется бросить семь домов. Продать их сейчас невозможно.

- Что там сейчас происходит?

- Когда я приехал в Джалал-Абад, меня сразу вызвали в администрацию, выдали автомат. Сказали разобрать-собрать. Конечно, оружие я взял - надо защищать свой дом, свою улицу. Там вообще восемнадцатилетним автоматы повыдавали. На улицах беспредел.

А в понедельник вечером Солтан позвонил в редакцию и рассказал, что в понедельник днем дом его родного брата полностью сожгли, забросали бутылками с зажигательной смесью.

- Семья брата спаслась. Но выбежали они в чем были. Дом только недавно отстроили, мебель новую купили. Теперь от него не осталось ничего. Брат вытащил только четыре матраса и подушки. Соседний дом, в котором живут киргизы, не тронули... А еще убили 18-летнего соседского мальчика-узбека. Киргизы в штатском (я не знаю, кто они) ходят по домам и составляют списки, выясняют, где живут узбеки, татары, русские. На днях моя сестра родила, а из роддома не могла выйти - узбеков расстреливают прямо на улице. Пришлось дать денег милиционеру-киргизу, чтобы тот вывез ее на своей машине. А чуть раньше сожгли ее магазин и парикмахерскую. Сестра сидит дома и рвет на себе волосы. Даже не плачет. И не разговаривает ни с кем. Часть моей семьи ушла на поле в сторону границы с Узбекистаном. Там сейчас 10 тысяч беженцев. Без еды, без связи, с детьми, спят на голой траве. Так мой брат в этой толпе потерял своего пятилетнего сына. К счастью, через несколько часов мальчика нашли.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир