Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС России поразили хранилище авиатоплива воздушных сил Украины
Экономика
Путин поручил разработать дополнительные меры поддержки аграриев
Политика
В Госдуме указали на причастность НАТО к планированию ВСУ атак
Армия
Главком ВМФ РФ прибыл в Китай на симпозиум ВМС стран западной части Тихого океана
Мир
Зеленский подписал ограничивающий работу онлайн-казино на Украине указ
Армия
Силы ПВО сбили три украинских беспилотника над Белгородской областью
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Одессе и районе Черноморска
Общество
Военкор RT рассказал об идее создания Ереминым мурала в аэропорту Донецка
Мир
Пашинян заявил, что пограничники РФ покинут Тавушскую область после делимитации
Мир
В Польше организовали акцию против отправки войск на Украину
Общество
Гражданина Украины задержали в Северной Осетии по подозрению в шпионаже
Мир
В Израиле число солдат с боевыми психическими травмами достигнет 8 тыс. к концу года
Происшествия
В Москве мошенники похитили со счета 79-летней женщины 16 млн рублей
Общество
Минцифры предложило оказать поддержку близким военкора Еремина
Мир
На Украине сотрудник военкомата открыл огонь в попытках отбиться от группы людей
Общество
Уровень воды в реке Ишим достиг 997 см и побил рекорд семилетней давности

Университеты коррупции

27 мая на заседании Общественной палаты будет разбираться вопрос коррупции в сфере образования. Эту тему многие знают не понаслышке. Но предпочитают не говорить о ней. Скорее всего, причиной, по которой она именно сейчас попала в повестку дня, стал скандал на факультете госуправления МГУ
0
Бесплатное образование недешево обходится родителям студентов (фото: Владимир Суворов/"Известия")
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

27 мая на заседании Общественной палаты будет разбираться вопрос коррупции в сфере образования. Эту тему многие знают не понаслышке. Но предпочитают не говорить о ней. Скорее всего, причиной, по которой она именно сейчас попала в повестку дня, стал скандал на факультете госуправления МГУ, когда за поступление на платное отделение преподаватель и одновременно дочь декана Полина Сурина вымогала беспрецедентную сумму - 35 тысяч евро. Но так ли она беспрецедентна? Является ли этот случай выходящим из ряда вон или это лишь краешек айсберга, случайно показавшийся на поверхности? Как выяснили "Известия", в последнее время "плата за вход" в российском высшем образовании очень велика. И на некоторых факультетах и отделениях число людей, отдавших эти деньги, достигает 90 процентов.

То, что скандал разразился в МГУ, - само по себе сенсация. Эта цитадель образования многие годы считается образцовым образовательным учреждением. И о взятках здесь в правоохранительных органах не слышали очень давно.

- Я пытаюсь вспомнить, но не могу, - говорит много повидавший оперативник столичного Управления по борьбе с экономическими преступлениями, - кажется, дело о взятке в МГУ в последний раз было где-то в середине 80-х. Тогда преподавателя брали люди из КГБ.

Да и размер взятки, которую требовала Полина Сурина, впечатляет - 35 тысяч евро.

- Эта сумма стала самой крупной из полученных за поступление в вуз, - сказал начальник третьего отдела оперативно-розыскного бюро департамента экономической безопасности МВД Александр Бланков, - обычно средняя сумма взятки в вузах колеблется в районе 20 тысяч рублей.

Получается, что в деле Полины Суриной мы столкнулись с невиданным ранее событием.

Платят все?

А между тем сама Полина Сурина, сидя в ресторане "Диван", что неподалеку от метро "Белорусская", не выглядела человеком, совершающим нечто экстраординарное. Весь процесс запечатлела видеокамера оперативников. Видно, что старший преподаватель - дочь декана факультета госуправления МГУ - ведет себя спокойно и естественно. Словно речь идет не об огромной взятке, а об оценке за реферат.

- Лиза точно поступит? - спрашивает Полину Сурину брат девочки-абитуриентки.

- За это можете не волноваться, - дама приятная во всех отношениях пригубливает чай. - Если мы что-то делаем - мы это делаем. А если какие-то вопросы будут - пусть ко мне обращается, я могу ее подстраховать.

Пухлый конверт с евро она принимает примерно так же, как взяла бы счет у официанта. И кладет его в сумочку, как полученную в ларьке мороженого сдачу. Для нее - по крайней мере, она старается дать понять - это обычное, будничное дело. Ее спокойствие нарушает лишь появление оперативников - тут уже прямые аллюзии с гоголевским "к нам едет ревизор".

Полину Сурину увольняют. Расстается с должностью и ее отец. И для большинства наших экспертов, знакомых с ситуацией в высшем образовании, именно факт разоблачения этих людей стал сенсацией.

- Платят все, - безапелляционно утверждает моя собеседница - мама студентки одного из престижных факультетов МГУ. Дочь поступила в прошлом году. Когда сейчас мама узнала про взятку в 35 тысяч евро, она лишь пожала плечами: - Цены растут, год назад мы заплатили 25 тысяч. Моя дочь выиграла республиканскую олимпиаду, так что ее зачислили еще в апреле. Она принесла результаты ЕГЭ - балл был больше проходного. И после этого к ней подошел человек и попросил кого-то из родителей зайти в деканат. И там нам без экивоков заявили: надо заплатить. И это при том, что она шла на платное отделение, потому что на бюджетном было очень мало мест. Мы, конечно, собрали деньги, а куда деваться.

- А если бы не собрали? Они же не могли ее не принять с такими показателями? - удивляюсь я.

- Приняли бы. Но потом нашли бы способ либо выгнать, либо деньги получить. Будьте уверены. Так что когда мне говорят, что на такие факультеты кто-то поступил бесплатно, я понимаю, что этот человек просто не хочет говорить.

10 честных процентов

Преподаватель МГУ, на условиях анонимности согласившийся пообщаться с "Известиями", категорически с этим не согласен. Этот человек входит в приемную комиссию одного из гуманитарных факультетов. По его мнению, число поступающих за деньги в элитные вузы не превышает 90 процентов.

- Университетам же тоже надо держать марку, - говорит он, - необходимо, чтобы самые талантливые и одаренные имели возможность пробить себе дорогу. Ведь если вуз из года в год будет забит "блатными", то очень скоро он потеряет репутацию элитного. А значит, и деньги. Вот для этого и сохраняются эти 10 честных процентов. Хотя этот процент бывает и выше, все зависит от факультета и вуза. Обычно элитными считаются юридический и филологический факультеты, а также факультет государственного управления. Там действительно практически невозможно встретить случайных людей ни среди студентов, ни среди преподавателей. Зато в сфере точных наук самородков больше. Мехмат, физмат - "блатные" там учатся очень редко. Там ведь нужны реальные знания.

Формы оплаты весьма дифференцированные. Еще с советских времен сохранилась практика репетиторства, когда преподаватель дает частные уроки и берет за каждое занятие внушительную сумму. Таким образом он получает деньги в рассрочку. Еще несколько лет назад в МГУ доходило до абсурда: едва в приемную комиссию приносили стопки сочинений, к ним подбегали преподаватели и начинали судорожно выдергивать работы "своих" учеников. Потом, правда, проверять работы стали централизованно. Но возможности повлиять все равно остались.

Впрочем, репетиторство все-таки требует от преподавателя некоторых усилий. И потому люди новой формации предпочитают действовать как Полина Сурина: конверт - сумочка - "вы не волнуйтесь". Цены колеблются опять же в зависимости от факультета и отделения, но цифра 35 тысяч евро может удивить только людей неискушенных.

На самом деле может доходить и до 50 тысяч евро. Столько, к примеру, могут взять с абитуриентов бюджетного отделения. По нашим данным, сумма рассчитывается из цены учебы на платном отделении. Например, если "платники" официально отдают 10 тысяч евро, то и на бюджетном приходится платить столько же. Только сразу за все годы обучения. Ведь никто не ставит оплату в зависимость от успеваемости: выгонят - сам виноват.

Деньги передаются специальному человеку, который обычно либо является преподавателем, либо работает в деканате. Хотя в последнее время для сбора средств привлекаются даже студенты.

- К нам приходили абитуриенты, которые рассказывали, что на них выходили ребята чуть постарше или даже ровесники, - говорит "Известиям" председатель Российского профсоюза студентов Алексей Казак. - Эти студенты становятся переходным звеном для передачи денег. Выгодно всем: если студента поймают, то никак не смогут обвинить в получении взятки. Ну да, неприятности, конечно, будут. Но за это студент получает неплохое вознаграждение.

Отделение сирых и убогих

То, что абитуриенты отдают огромные деньги за право учиться на платном отделении, странным может показаться только на первый взгляд. Именно за платные места уже давно идет самая ожесточенная борьба. Потому что места на бюджетных отделениях распределяются, как правило, между тремя категориями: медалистами и победителями олимпиад, льготниками-инвалидами и теми 10 процентами гениев, о которых говорилось выше.

- Сейчас в "топовые" вузы страны до трети абитуриентов поступает через олимпиады, - сказал "Известиям" президент Ассоциации репетиторов Виктор Нейман.

Эксперты "Известий" не без оснований полагают, что некоторые олимпиады, которые проводят сами вузы, стали тоже одним из инструментов оплаты будущего обучения. Организовать поступление абитуриента за деньги через внутреннюю олимпиаду просто и безопасно, а кроме того, отбор победителей происходит раньше, чем начинаются вступительные экзамены. Таким образом, в июне уже становятся известны счастливые обладатели бюджетных мест.

Теперь конкуренцию подстегивают и армии школьников, штурмующих приемные комиссии с идеальными сертификатами Единого госэкзамена (ЕГЭ).

- Самые талантливые ребята приносят результаты в 95 баллов, - говорит Алексей Казак. - Это очень высокий результат, предел мечтаний для честного школьника. А в вузы приходят абитуриенты с сотней баллов по всем предметам. Университет не может им отказать, ведь бумажка есть бумажка. Потом уже эти люди скорее всего отсеются на первой же сессии, так как ничего не знают.

Как известно, значительная часть "гениальных" выпускников школ приезжает поступать в Москву из отдаленных регионов.

- Я был поражен, увидев новый набор студентов в прошлом году, - говорит преподаватель МГУ. - Они приехали с идеальными баллами по русскому языку, но не всегда понимают то, что я говорю на лекции. Две трети новоиспеченных студентов и близко не могут подтвердить свои баллы. То есть сертификаты были попросту куплены.

Льготники со справками об инвалидности - еще один непересыхающий поток. С такими справками выпускник школы может рассчитывать на льготное поступление в вуз вообще без экзаменов. Проверить обстоятельства получения этих справок очень трудно - как правило, их тоже предъявляют абитуриенты из регионов.

- Это большая проблема, - говорит Виктор Нейман. - Часто бывает, что, например, на 25 бюджетных мест претендует 27 человек с такими справками.

То, что, мягко говоря, значительная часть из них "липа", мало у кого вызывает сомнение. "Большинство таких абитуриентов получили такие справки об инвалидности буквально накануне начала приема документов в вузы, во многих случаях справки были фиктивны, - говорится в докладе Московского бюро по правам человека "Преодоление коррупции в системе образования России", который будет сегодня озвучен на совещании Совета федерации. - Кстати, удобство такого способа поступления в университет или вуз в том, что по достижении 18-летнего возраста при "переосвидетельствовании" такая инвалидность снимается, потому что ее просто не было. Университеты, конечно, проверяют подлинность справок об инвалидности и других льготах абитуриентов, но факты мошенничества не всегда удается установить".

- К нам в прошлом году пришли где-то 120-130 человек с такими справками, - рассказал "Известиям" ректор Финансовой академии при правительстве Российской Федерации Михаил Эскиндаров. - Причем им было все равно, куда конкретно поступать. И в этом году их, вероятно, тоже будет немало. Необходимо ужесточить контроль над выдачей справок.

Любопытно отметить, что "калекам" на факультетах нередко даже радуются: велика вероятность, что их места освободятся после первой же сессии, а значит - на них можно перевести желающего из другого вуза. Не бесплатно, конечно.

Отдельные проявления

Дело Полины Суриной сейчас расследуется. Но при всей его очевидности вокруг него бушевали нешуточные страсти. Буквально через несколько дней после того, как ей предъявили обвинение в вымогательстве взятки, дело неожиданно закрыли. Но позже разразился скандал, и его возбудили снова. Но уже по статье "Мошенничество". "Ну и что, - скажет кто-то, - какая разница?"

На самом деле разница огромная. Если это было мошенничество, ситуация трактуется следующим образом: Полина Сурина взяла у абитуриента деньги, не имея реальных рычагов обеспечить его поступление. То есть старший преподаватель, дочь декана факультета, обманывала, когда говорила: "Не волнуйтесь, все будет нормально". А процедура поступления на факультет на самом деле чиста и непорочна. Честь вуза спасена, а инцидент переходит в разряд уникальных фактов. Отец Полины Суриной, кстати, был снят ввиду истечения срока контракта.

В принципе можно допустить, что именно так и было. Может быть, все случаи, о которых мы рассказали выше, тоже отдельные факты деятельности нечистоплотных людей. Нет никакой системы, просто кто-то вычисляет абитуриентов из состоятельных семей и внушает мысль о том, что платят все и что без пухлого конверта учеба закончится на первой же сессии.

И никакого влияния на приемные комиссии они на самом деле не имеют, просто надеются на авось, а непоступившим возвращают деньги. Получается, что это просто вымогатели, присосавшиеся к вузам. Но почему-то таких вымогателей на удивление много, а у обратившихся к ним учеба складывается на удивление удачно.

Буквально месяц отделяет Россию от очередной вступительной кампании. И на сегодняшнем заседании Общественной палаты лучшие умы будут решать, как же победить коррупционные проявления в вузах. Среди предлагаемых мер - целый набор классических приемов: осведомительство, создание телефона доверия, образцовое наказание мздоимцев, повышение зарплаты, а также прием экзаменов в учебных заведениях в присутствии контролера. Но что-то подсказывает, что эти меры не будут работать, пока в правоохранительных органах, в самой системе высшего образования и в обществе в целом не признают: коррупционные проявления в высшей школе - это не отдельные случаи вымогательства. Это сложнейшая структура, и бороться с ней необходимо, осознавая весь масштаб явления. 

Оборот взяток - 5,5 миллиарда долларов

Общий объем коррупционных денег в сфере российского образования достигает $5,5 млрд. Об этом "Известиям" заявил зампредседателя комитета образовательных услуг Общероссийского общества защиты прав потребителей (ООЗПП) Виктор Панин. Из них $1,5 млрд составляют взятки при поступлении в вуз.

- Объем взяток растет очень быстро, - сказал "Известиям" Виктор Панин. - Любая реформа вызывает у людей шоковое состояние. И вот результат - новый виток коррупции. 

За сессию платят 30 процентов

Поступление в вуз часто становится лишь началом материальных вложений в свою учебу. Студентам ведь предстоят еще 10 сессий, рефераты, курсовые и дипломы.

- Мы вывели формулу, которая позволяет рассчитать расценки на сдачу сессии, - сказал "Известиям" председатель Российского профсоюза студентов Алексей Казак. - Она составляет примерно 20-30 процентов от стоимости поступления в вуз. То есть если вступительная взятка была 30 000 евро, то сессия будет стоить примерно 6000-10 000 евро.

Комментарии
Прямой эфир