Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Раскольников в метро убил старушку

В столичной подземке назревает художественный скандал - открытие практически готовой станции метро "Достоевская" перенесли на неопределенный срок. По данным "Известий", оформление станции при этом может серьезно измениться. В метрополитене опасаются, что мозаики со сценами из произведений Федора Михайловича чрезмерно мрачны, и всерьез подумывают об их демонтаже
0
Художник Иван Николаев уверен: не бывает "облегченного" Достоевского (фото: Глеб Щелкунов/"Известия")
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Андрей Бильжо. Карикатуры в тему

В столичной подземке назревает художественный скандал - открытие практически готовой станции метро "Достоевская" перенесли на неопределенный срок. По данным "Известий", оформление станции при этом может серьезно измениться. В метрополитене опасаются, что мозаики со сценами из произведений Федора Михайловича чрезмерно мрачны, и всерьез подумывают об их демонтаже.

Скандал зародился в интернете. В конце апреля побывавший на строящейся станции фотограф Роман Вуколов (также известный под ником d0cent) вывесил в своем дневнике снимки мозаик. На одном из пилонов Родион Раскольников ("Преступление и наказание")  замахивается топором на старуху-процентщицу. Тут же за углом - Кириллов ("Бесы") приставляет к виску пистолет. Чуть поодаль Верховенский ("Бесы") направляет на Шатова пистолет.  Отписавшиеся в комментариях блогеры тут же окрестили произведения "мрачными" и "суицидальными".

Уже на следующий день ссылка на фотографии разлетелась по всему Рунету. В конце прошлой недели проблема начала приобретать угрожающие (для мозаик) размеры. По данным "Известий", начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев, посетив строительство станции, поднял вопрос о необходимости демонтажа мозаик - дескать, если народ против, может, стоит и убрать. Не исключено, что в этом случае будет отложено и открытие станции. Окончательного решения не принято - в ближайшие дни на стройке ждут мэра Москвы Юрия Лужкова. Все будет зависеть от его решения.

 - Ситуация нас очень тревожит, - говорит главный архитектор метрополитена Николай Шумаков. - Над художественным оформлением работал художник Иван Николаев, представитель известного художественного рода Лансере-Бенуа-Серебряковых. Его называют "Пиросмани наших дней". Он участвовал в оформлении целого ряда станций, в том числе "Боровицкой" и "Отрадного". К тому же работы Николаева по стилистике очень близки произведениям Достоевского. Их ни в коем случае нельзя убирать.

В пресс-службе метрополитена ситуацию не комментируют, лишь сообщая, что открытие станции откладывается на неопределенный срок. Предположительно на конец мая. "Известия" связались с автором скандальных мозаик.

Художник Иван Николаев: "Пассажирам серьезное переживание будет полезно"

известия: Как вы относитесь к заявлениям о мрачности "Достоевской"?

иван николаев: Станция сдержанная, строгая, серьезная, но мрачности в ней нет. Я не считаю, что монументальная живопись является лишь способом украшения. В ней неизбежно должен существовать нравоучительный момент. Я не собирался делать из Федора Михайловича "паиньку". И не вижу криминала в том, что в общественном помещении, каким является метро, я честно и ясно попытался изложить ключевые и самые зрелые его произведения - "Бесы", "Идиот", "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы".

и: Может, стоило изобразить их не так прямолинейно?

николаев: У меня не было цели изобразить смертельные случаи. Каждое панно состоит из нескольких композиций. Как и в иконах, разновременные события располагаются на одной площади. Есть центральные фигуры, есть второстепенные. Взять, к примеру, "Бесов": там главный герой - не кончающий жизнь самоубийством Кириллов, и не Верховенский, а Ставрогин. Я пытался передать Достоевского как человека, писателя, философа. В этом нет ничего угнетающего.

и: Но сцены смерти тем не менее есть.

николаев: А что вы хотели? Чтобы там пляски изображались? У Достоевского их нет. Искусство - это не увеселение, а художники - не клоуны на арене цирка. Если браться за тему Достоевского, то нужно хотя бы приблизительно соответствовать глубине его мировоззрения и его творчества. В противном случае будет ложь. Я не знаю, многие ли из тех, кто предъявляет претензии по поводу мрачности, читали Достоевского. И что поняли, кроме детективных историй?! Я не понимаю, почему сюжеты писателя могут подтолкнуть кого-то к самоубийству. Это просто бред.

и: Когда был утвержден проект? 

николаев: Работа длится уже 20 лет. Эскизы были сделаны в 1991 году. Они утверждались в Главном архитектурно-проектном управлении города. Потом стройку заморозили и продолжили только сейчас. Меня попросили быть более экономным. На "Сретенском бульваре" можно было украсить все пилоны, а на "Достоевской", оказывается,  денег не хватало. В итоге мозаики появились только на двух пилонах, расположенных по диагонали станции. Я взял те же материалы и цвета, которые использовались архитекторами: светло-серый, голубой, белый и черный мрамор.

и: Как вы относитесь к слухам о возможном демонтаже панно?

николаев: Уничтожение художественного произведения - это преступление и невежество. Люди, до которых я хотел донести трагическое и серьезное содержание Достоевского, рассматривают мою работу исключительно с точки зрения украшательства. На мой взгляд, вещей, напоминающих воздушные шарики, вокруг нас и так достаточно. Для душевного состояния пассажиров серьезное переживание будет полезно. Панно не только про утилитарное - штаны, джинсы, футболки, платья, - но и про наши внутренние проблемы. Если не изображать их, то я вообще не понимаю, зачем нужно искусство. Прикажете рисовать цветочки? Или вообще ничего не рисовать?!

и: А если вас попросят поправить панно?

николаев: Это все равно что попросить Репина пририсовать улыбки на картину "Иван Грозный убивает своего сына". Нонсенс.

и: Возможно ли было обойти тему убийств при оформлении станции?

николаев: Это надо спросить у Достоевского, а не у меня.

Станция с несчастной судьбой

Пётр Образцов

Для меня пуск "Достоевской" и "Марьиной Рощи" - важное событие. Есть надежда, что тысячи сотрудников телецентра Останкино будут пользоваться не "Алексеевской", а ринутся на более удобную им бледно-зеленую линию, и нам станет полегче. Так что я слежу за строительством уже лет 15.

Сооружать пути и станцию прекратили в 1990-е годы, потом со скрипом возобновили. После кризиса 2008 года строительство замедлилось, но все же продолжалось. Руководство метрополитена несколько лет подряд обещало открыть станцию "этой осенью, к Дню Москвы", но не открывало. Последней датой открытия было назначено 15 мая 2010 года. Отсрочки всегда объяснялись недостатком средств, хотя в те же годы была молниеносно построена ветка до "Международной" на территории "Москва-Сити". По ходу дела отказались от сооружения станции "Суворовская", которую должны были связать с "Достоевской" пересадкой. Я отметил и другие потери: вместо четырех или пяти выходов на поверхность строится только один. А недавно стало заметно невооруженным глазом, что и этот выход к 15 мая явно не соорудят, несмотря на лихорадочные усилия. Так что депрессивность интерьера, похоже, не главная причина отложенного открытия несчастной, как большинство героев великого писателя, станции. 

Комментарии
Прямой эфир