Новое качество ЖЖизни
В начале мая выходит книга Андрея Подшибякина "По живому. 1999-2009: LiveJournal в России". Автор - профессиональный журналист, бывший редактор Livejournal.ru и блогер с восьмилетним стажем - попытался оценить общую картину сложных процессов, происходящих в российском "Живом Журнале". Если, к примеру, в Америке ЖЖ - это сервис подростковых дневников, а в Сингапуре - сервис частных объявлений, то в России он превратился в дискуссионную площадку, отчасти заменив собой "кухонные посиделки" времен застоя. Корреспондент "Известий" поговорила с автором издания об эволюции ЖЖ, возросшей гражданской активности блогеров и рецептах популярности в Сети.
известия: Как эволюционировал "Живой Журнал" за 10 лет?
Андрей Подшибякин: Когда Livejournal пришел в Россию, это была элитарная забава, вроде нынешнего Facebook. Вначале туда вообще не пускали кого попало - была система инвайтов. Зарегистрированный пользователь должен был отправить знакомому специальный код, и только тогда тот мог завести себе блог. До 2007 года ЖЖ был скорее публицистической историей. А совсем недавно осознал себя рупором гражданской журналистики и стал выступать в этом качестве.
и: В чем особенность русскоязычного Livejournal?
Подшибякин: Это очень логоцентрическая среда. Люди, пишущие в ЖЖ, считают себя, скорее, не блогерами, а журналистами или писателями. В Америке ЖЖ - это сервис подростковых дневников, как Liveinternet в России. В Сингапуре он используется вообще как сервис частных объявлений. В России он превратился в дискуссионную площадку.
и: Теперь блогеры могут составить серьезную конкуренцию СМИ?
Подшибякин: В том, что касается оперативности и так называемой "журналистики фактов", конечно, могут. И зачастую опережают обычных журналистов. Но есть и слабые места: никто, кроме блогера, информацию не проверяет, не занимается серьезными интерпретациями, и история в голове у автора часто обрастает лишними подробностями. По моему личному убеждению, настоящая журналистика может быть только профессиональной - либо это какое-то любительское репортерство. Чтобы преодолеть грань между субъективными зарисовками и профессиональной журналистикой, в ЖЖ должен сложиться внутренний этический кодекс. Пока этого, к сожалению, не заметно.
и: В субъективности блогера есть свое обаяние...
Подшибякин: Здесь есть важный момент - когда человек читает публикацию в газете, он знает, кто подписывается под этими словами. А за именем любимого блогера может скрываться человек, совсем непохожий на тот образ, что представляется читателю. Все блогеры носят маски - в той или иной степени.
и: И вы тоже?
Подшибякин: Я по первой профессии журналист и с самого начала использовал ЖЖ для неформатных высказываний, которые не могу позволить себе опубликовать на страницах каких-либо изданий.
и: Недавно вошли в моду блоги чиновников. Популярный жж-юзер Алексей Навальный считает, что это инструмент воздействия общества на власть, а не наоборот. Вы согласны?
Подшибякин: Пока да. Вся эта история началась с подачи президента и пока это действительно канал односторонней коммуникации, снизу вверх. Но есть исключения - пермский губернатор Чиркунов, который самостоятельно ведет прекрасный блог, губернатор Кировской области Никита Белых... Так что я думаю, эта сфера будет развиваться дальше. Сложно представить, что кто-то заведет интересный блог по указке сверху, но, может, чиновники втянутся по собственному желанию.
и: Можно проследить по сообществам, как меняются интересы и увлечения жж-пользователей?
Подшибякин: Остаются темы, популярные во все времена - кино, музыка, книги. Последний бум - кулинарные сообщества: в одном из них, например, люди организованно ненавидят майонез. И если судить по нынешнему ЖЖ, вся страна занимается готовкой и фотографией. А вообще интересы дробятся и сообщества становятся более специализированными. Например, если раньше было всего одно коммьюнити, посвященное Второй мировой, то теперь в отдельных сообществах обсуждаются редкие виды оружия того времени.
и: В чем секрет популярности в ЖЖ? Можете дать портрет среднего "тысячника"?
Подшибякин: Считается, что "тысячник" должен обновлять свой блог регулярно, но ведь многие суперпопулярные пользователи пишут как бог на душу положит. Другое расхожее мнение - что "тысячник" должен хорошо писать. Но в десятке топовых блогеров есть люди, которые вообще не создают тексты, а только выкладывают картинки. Единственная закономерность - известность за пределами ЖЖ обычно привлекает к блогеру большое число поклонников. Люди, которые хорошо знают свое дело, вроде Артемия Лебедева, тоже получат аудиторию.
Отрывки из книги блоггера и о конфликте Марии Гайдар с Кировской прокуратурой читайте на сайте "Известия-Неделя"