Кто откатил "Мерседесы"
Скандал, связанный с коррупцией при закупках автомобилей "Мерседес" госструктурами, набирает обороты. В то время как в США, где и был инициирован скандал, дело решили замять, российские ведомства намерены сами разобраться, платились ли взятки чиновникам за выбор немецких машин.
Проверки были инициированы одновременно в МВД и ФСО. По сообщениям источников в Кремле, это было сделано по прямому поручению Дмитрия Медведева, хотя официального подтверждения этому не последовало.
Именно эти ведомства упоминаются в иске минюста США против концерна Daimler как организации, закупавшие "Мерседесы". И хотя никаких прямых обвинений в американском суде не прозвучало, сами ведомства намерены выяснить, получали ли их сотрудники "откаты" от Daimler.
Как заявили "Известиям" в пресс-центре МВД, проверку проводит департамент собственной безопасности этого ведомства.
- Это сделано потому, что в опубликованных сведениях идет речь о сотрудниках МВД, - сказали "Известиям" в пресс-центре МВД. - В какие сроки будет закончена проверка, сейчас сказать трудно. Но как только она будет закончена, мы сразу обнародуем ее результаты.
Коснулась проверка и Гаража особого назначения, подчиняющегося Федеральной службе охраны.
- По указанию директора службы проверка проводится профильным подразделением, - заявил официальный представитель ФСО Сергей Девятов.
А вот в Минобороны, также упоминающемся в судебных материалах, заявляют, что на "Мерседесах" не ездят уже очень давно.
- Минобороны РФ не осуществляло и не ведет закупок автомашин марки "Мерседес" для нужд ведомства, - заявил в субботу официальный представитель Минобороны РФ полковник Алексей Кузнецов. А источник "Известий" в этом ведомстве объяснил, что последние "мерсы" покупались в 1993 году для бывшего тогда министром обороны Павла Грачева. Но после скандала в СМИ под общим названием "Паша-Мерседес" Минобороны эти машины продало на аукционе и несколько лет вообще не рисковало закупать машины за границей. Следующие иномарки появились у военных только в 2001 году - это были BMW, собранные на заводе в Калининграде.
Напомним, что коррупционный скандал с Daimler разгорелся месяц назад. Тогда министерство юстиции США направило в суд многостраничный документ с подробным описанием схем, которые использовались немецким концерном для подкупа чиновников в 22 странах, и перечислением сумм и конкретных получателей взяток. При чем здесь Америка, если речь идет о немецком автоконцерне и чиновниках из России, Нигерии, Китая, Турции, Хорватии, Вьетнама и других стран? Дело в том, что в США действует закон "О зарубежной коррупции", который позволяет судить иностранные компании, если их акции обращаются на территории США.
В том документе имена не раскрывались, но ведомства, получавшие "откаты", были поименованы. В числе российских "взятковзятелей" фигурировали Министерство внутренних дел, Минобороны, Гараж особого назначения, а также власти Москвы, Нового Уренгоя и Уфы. Сотрудники Daimler AG или "Мерседес-Бенц Рус", как утверждается в обвинительном заключении, переводили деньги иностранным компаниям на их счета в латвийских банках. Акционерами этих фирм как раз и являлись российские чиновники.
Всего на счета российских получателей поступило 8 млн евро сомнительных переводов. Из них, как предполагает минюст США, российскому МВД немецкая компания заплатила не меньше 1,8 млн евро взяток. Еще 2,9 млн получили 23 сотрудника Гаража особого назначения, из которых 1,4 млн, как считают американцы, являются взятками в чистом виде. Чтобы выиграть конкурс на поставку грузовых вездеходов Unimog в муниципалитеты, Daimler заплатил местным чиновникам 430 тысяч евро, утверждают в американском минюсте.
Эксперты предполагали, что в ходе судебного процесса станет известно больше подробностей, в частности, будут названы имена чиновников. Но первое же заседание суда, состоявшееся 1 апреля, закончилось, едва начавшись. Немецкий автопроизводитель пошел на мировое соглашение: признав факт дачи взяток, Daimler согласился заплатить штраф в размере $185 млн. Всего на взятки в разных странах немцы потратили $56 млн.