Революция Розы
Пойдет ли Юг против Севера? (карта)
Ровно через пять лет, практически день в день с "тюльпановой революцией", когда прогнали президента Акаева, народ опять вышел на улицы - чтобы прогнать президента Бакиева. Правда, есть одно - зато главное - отличие. Пролилась кровь. То, на что не решился Акаев, произошло. 75 погибших. Около тысячи раненых. Я знаю, эту новую революцию назовут "гвоздичной". Потому что к месту гибели людей от пуль снайперов несут сотни гвоздик.
Мы улетали в Бишкек в среду последним рейсом. По сообщениям агентств, аэропорт Манас был закрыт. В городе комендантский час. Но мы, хоть и с опозданием, взлетели - полсамолета журналистов и немного киргизов, обеспокоенных судьбой своих близких. Когда мы приземлились, страной уже целых три часа управляло временное правительство народного доверия, состоящее из 13 лидеров оппозиции во главе с экс-министром иностранных дел Розой Отунбаевой. Еще не зная этого, киргизы пили дьютифришный коньяк за свободу своей родины от ненавистного режима Бакиева. Одна женщина вдруг заплакала:
- За что такие испытания Бог послал моей земле? Кто проклял ее?
А рядом сидел молоденький лейтенант Ваня. Он летел служить на российскую военную базу в Канте. Его жена в России насмотрелась новостей - и в слезы. Отправляла как на войну.
Аэропорт Манас встретил нас непривычными для русского глаза силуэтами серых натовских транспортников. Аккуратненькие ангары. Здесь главный перевалочный пункт американских солдат на пути в Афганистан. Недавно киргизские старейшины постановили: базу вывести. Курмамбек Бакиев вроде как согласился и даже успел получить кредит от России на текущие расходы в 400 миллионов долларов. Но неожиданно пошел на попятный. Теперь будущее американских челночных перевозок опять покрыто дымкой, как Тянь-Шань в скверную погоду.
Беспорядки начинались на севере страны, в Таласе. Потом восстание перекинулось на весь север республики. Повстанцы захватили таласскую милицию вместе с арсеналом, открыли тюрьмы, арестовали главу МВД. Судьба его до сих пор неясна. Одни говорят, что он находится под домашним арестом, другие - что повешен. Третьи уверяют: обезглавлен. Принцип "кровь за кровь" действует не только на Кавказе.
Когда толпа мятежников в среду утром окружила в Бишкеке Дом правительства, первыми огонь с крыши открыли милицейские снайперы. Так утверждают выжившие в этой бойне. Пенсионер Асан Казы Аралбаев - первая жертва новой революции. Он стоял у ограды, когда ровно в два часа дня снайперская пуля пробила ему грудь и вышла через селезенку сзади.
Я - в палате Научного центра урологии при Национальном госпитале Минздрава. Главный уролог республики профессор Акылбек Усупбаев, который сделал срочную операцию, говорит, что все пулевые ранения были получены именно "сверху вниз". Только к утру четверга стали поступать мародеры. У них в основном были порезаны вены на ногах - били стекла.
Ночь на восьмое апреля вполне можно назвать "хрустальной". Закаленные витрины продовольственных и обувных, джинсовых и электронных "раев" рассыпались по асфальту мелким бисером. Сельская молодежь не брезговала даже мороженым.
- Настоящие свиньи, - ругается дворничиха Мария, подметая сквер у филармонии. - Мешками несли. Майки грязные на газоны повыбрасывали, в ворованное переоделись - и опять за добычей! Ну разве так можно?
Сейчас в Бишкеке в центре города трудно отыскать работающую торговую палатку. Даже из касс "Аэрофлота" вытащили сейф и, как могли, корежили его. В сейфе были пустые бланки билетов. У ограды Дома правительства - остовы сгоревших машин. Толпа фотографирует кровь на сиденье "Опеля". Сомнений нет - снайпер убил пассажиров. Вот они - косые, продолговатые следы от пуль на крыше машины. А вот и синий фургон, который таранил ворота, - это показывали в теленовостях. Стоит обгоревший. Только колеса дымятся. У подъезда горит костер из правительственной мебели. Толпа слушает оратора. Прошу перевести.
- Ясное дело, просит не мародерничать и соблюдать спокойствие. Бакиев из Оша ведет 50 тысяч верного войска. Главное впереди, - успокаивает меня толмач.
Несмотря на предупреждения и наглухо заколоченные двери, с торца обгоревшего здания группа энтузиастов отгибает железную решетку и тырит оргтехнику.
- Эй! - окликает меня паренек лет шестнадцати. - Усилитель для дискотеки не нужен? Хай-фай! Задешево продам!
- Оттуда? - указываю на резиденцию правительства.
- Не знаю, пять минут назад сам купил, а он тяжелый...
Мимо проходят трое. На головах - фуражки офицеров службы безопасности. В руках прозрачные пакеты с камуфляжным обмундированием. Идут, улыбаются. Ясно: добрались до помещения охраны.
И ни одного милиционера. Просто ни души. Даже местная охрана нашего посольства в ночь погромов переоделась в гражданку и пряталась за внушительной оградой. Зато светофоры работают. Правда, на них никто внимания не обращает. Полная свобода!
У ограды плачет молодой парень. Он согнулся так, что лица не видно. Внизу на закопченной брусчатке бурые пятна крови. В руках у него две алые гвоздики. В беззвучных рыданиях трясутся плечи.
- Брата потерял. Вчера... - объясняют мне. - Снайпер...
А тем временем народ штурмует здание парламента. В актовом зале должна пройти первая пресс-конференция нового правительства. Пускают только прессу. Но киргизы рвутся получить информацию из первых уст. Попытки жестко пресекаются дежурным с красной повязкой и бейсбольной битой в руке. Человек в проеме двери встал на стул, чтобы лучше осуществлять фейс-контроль и отгонять самозванцев.
Там, где ковры не украдены, они засыпаны битым стеклом. На кабинеты депутатов страшно смотреть - как будто прошелся вихрь. Все в депутатских запросах, окурках и апельсиновой кожуре - рядом был овощной магазин. Появление части временного правительства во главе с Розой Отунбаевой было встречено овацией, не уступающей появлению Ленина на II съезде Советов. Кстати, Ильич (памятник) как стоял напротив парламента, так и стоит. Ни одна рука не поднялась на революционного классика.
- Правительство низложено! - провозгласила Роза Исаковна. - Мы получили отказное письмо от премьера. Парламент распущен. Армия и служба безопасности перешли на сторону народа. Тарифы на ЖКХ останутся прежними. Сделки по продаже бюджетообразующих компаний считаются недействительными. В банки, принадлежащие семье Бакиевых, назначены внешние управляющие. А сам Бакиев скрывается на Юге.
Короче, мир - народам, фабрики - рабочим, земля - крестьянам. Что полагается американцам вместо базы - сказано не было.
Хотя Розу Исаковну ждали революционные массы на выходе, она нашла время, чтобы ответить на наболевший вопрос "Известий":
- А что дальше?
- Дальше должны быть выборы. Нормальные, демократические выборы. Думаю, в течение полугода. А пока временное правительство возьмет заботу о Киргизии на себя.
Новая власть приняла постановление - суббота, 10 апреля, объявлена в Киргизии Днем национального траура по погибшим.
А потом я опять оказался у поверженного Дома правительства. Горели покрышки. На гранитных ступенях ораторы сменяли друг друга. Тут по толпе пронеслась весть: Россия признала правительство народного доверия! А ненавистный Бакиев наконец-то заявил о своей отставке. Радостный гул прокатился из одного конца площади в другой. Победа?
- Эх, рано радуемся, - сказал мне по-русски седой аксакал в национальной одежде. - Пять лет назад то же самое было. И признали на международном уровне. И Акаев без единого выстрела в Россию улетел. Выбирали, выбирали, кто его место займет... Выбрали! Новый опять свою родню насадил. Забыл, что он демократ. Решил баем стать. Скинули. А теперь кто придет? Женщина? Пусть и с цветочным именем. Никогда. В Киргизии это не принято. Обычаи. А кто? Этих, сидящих у трона, не счесть. И у каждого партия. И каждый смотрит в свою сторону. И сколько у нового президента будет родственников? И сможет ли Киргизия их всех прокормить? Опять делить магазины будут, имущество, власть... Не все так просто, молодой человек. И кого мы прогневили, что на Киргизию шайтан революции все время насылает?
К вечеру в Бишкеке пошел дождь. Милиции по-прежнему на улицах не наблюдается, но внутри райотделов остались дежурные. Люди рассказали, что в разных районах города собираются группы молодежи, чтобы продолжить грабеж неохраняемых торговых точек. В первую очередь это касается сети супермаркетов "Народный". В ювелирных магазинах с витрин убрано все, сейфы демонстративно открыты. А на витринах надписи белой краской "Биз элменен!". Что значит - "Мы с народом!".
Когда я был среди митингующих на центральной площади, со мной связался по телефону пресс-секретарь посольства России в Бишкеке Виктор Харченко и буквально приказал: "Срочно возвращайся в гостиницу! Мародеры напали на телегруппу российского "Пятого канала". Ребят избили, отобрали у них камеру, мобильники. У одного забрали паспорт. Я не знаю, где они, - в гостинице их пока нет. Город - особенно в темное время суток - никем не контролируется. Разграбили даже медицинский центр гуманитарной помощи, который построили немцы".
Мы четко выполнили приказ - взяли такси и попытались уехать из центра города. Однако путь нам преградила толпа бандитов - иначе их не назовешь. У некоторых были автоматы. Они забросали такси камнями. Стало страшно. А впереди ночь.
Россия направила в Киргизию две роты десантников
Президент России Дмитрий Медведев дал поручение силовым структурам усилить контроль и охрану в российских дипломатических представительствах и прочих учреждениях, расположенных в Киргизии. Об этом сообщила пресс-секретарь главы государства Наталья Тимакова. По ее словам, "российские власти внимательно наблюдают за тем, как развивается ситуация в республике". "Президент уже заявил свою позицию, согласно которой он считает необходимым прежде всего не допустить новых человеческих жертв, - сказала она. - Мы призываем стороны к мирному диалогу".
В четверг начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров сообщил: "По указанию президента было принято решение в целях безопасности семей военнослужащих отправить две роты десантников в составе 150 человек на авиабазу Кант". При себе они имеют только стрелковое оружие - автоматы, пулеметы, снайперские винтовки, передает ИТАР-ТАСС.
- Россия и впредь будет оказывать народу Киргизии необходимую гуманитарную помощь и призывает воздержаться от насилия. Об этом в телефонном разговоре премьер-министр Владимир Путин сказал в четверг лидеру киргизской оппозиции Розе Отунбаевой. "Важно отметить, что Владимир Путин разговаривал с Отунбаевой в ее качестве главы правительства Народного доверия", - пояснил пресс-секретарь российского премьера Дмитрий Песков.
Бакиев все еще считает себя президентом
Курманбек Бакиев, долго хранивший молчание, в четверг вечером рассказал о своем видении ситуации: он остается президентом и уезжать из страны пока не собирается, хотя и перебрался на юг республики. Признает ли Бакиев свое поражение, спросили его в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы". "Ни в коем случае, - ответил политик. - Я - избранный глава государства, не признаю никакого поражения. Не буду называть конкретно страну, не хочу называть, но без внешних сил такую скоординированную операцию провести невозможно". "Я пока не собираюсь складывать с себя полномочия президента. Не вижу оснований", - сказал он.
ИНТЕРНЕТ-ОПРОС "ИЗВЕСТИЙ" и KM.RU
Почему в Киргизии опять революция?
37%: Это не революция, а борьба между кланами
19%: Местные руководители делают из власти семейный бизнес
19%: Власть в Киргизии меняется, а народ как был нищим, так и остался
17%: Это всё срежиссировано в США, которым выгодна нестабильность в странах СНГ
5%: Потому что пришла весна
3%: Революцию устроили наркодельцы, которым нужен свободный коридор
В опросе приняли участие 3987 человек
Результаты других опросов смотрите на сайте "Известий" и на сайте KM.RU