Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин заверил, что сил и средств для борьбы с паводками в регионах достаточно
Армия
ВС РФ отбили контратаку ВСУ под Урожайным в ДНР
Мир
Гуцул рассказала о переговорах по сотрудничеству Гагаузии с банками РФ
Мир
ЕК выплатила Украине второй транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Политика
Песков подтвердил позицию Москвы по санитарной зоне для защиты от ВСУ
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Депутаты Европарламента раскритиковали ЕС за политику двойных стандартов
Мир
В МИД РФ заявили об открытии дипмиссии в Экваториальной Гвинее в ближайшие недели
Общество
Трухановская подала жалобу на увольнение с поста ректора Института им. Пушкина
Мир
Вышедший из берегов Днепр затопил два городских парка в Киеве
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Культура как фактор модернизации

На прошедшем 23 марта в Москве заседании секции "Современная культура: новые времена - новые перспективы" форума "Стратегия-2020" представители творческой элиты пытались найти свое место в ближайшем будущем
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На прошедшем 23 марта в Москве заседании секции "Современная культура: новые времена - новые перспективы" форума "Стратегия-2020" представители творческой элиты пытались найти свое место в ближайшем будущем.

По мнению деятелей культуры и экспертов, одна из главных проблем модернизации в современной России - это проблема инерции общества. И в первую очередь тех групп, на которые должны опираться модернизационные процессы. Отсутствие быстрой выгоды - их естественного стимула - могло бы компенсироваться другим мощным стимулом - моральным, когда инновационное мышление становится модой, нормой внутри элитного сообщества. Культура же - самый прямой и ненасильственный способ внедрять новые нормы поведения общества.

Руководство страны это чувствует вполне точно. "Инновационная экономика возникнет, конечно, не сразу, - отметил президент Дмитрий Медведев. - Она часть культуры, основанной на гуманистических ценностях. На стремлении к преобразованию мира ради лучшего качества жизни, ради освобождения человека от бедности, болезней, страха, несправедливости".

Согласна с президентом Елена Зеленцова, директор агентства "Творческая индустрия": "Мы не должны забывать о том, что культура гораздо шире, нежели функционирование музеев, театров и библиотек. Культура - это то, что может изменять сознание людей".

Не стоит думать, что вся творческая элита готова тут же подставить плечо власти. Как раз нет - слишком сильна традиция ее противостояния любой власти. Но надо учитывать дифференциацию общества деятелей культуры. Протест - это конек маргиналов. А вот наиболее успешная часть творческой элиты, как правило, способна к диалогу с государством. Чем выше ступень цивилизации, на которой находится государство, тем внимательнее отношение в нем к культуре. Так, Елена Зеленцова напомнила, что в развитых странах речь идет не просто о модернизации культуры - там говорят о творческой, креативной экономике, в которой культурная деятельность - это не менее важная отрасль, нежели нанотехнологии или технологии компьютерные.

Режиссер Кирилл Серебренников ("Изображая жертву", "Юрьев день"), очень скептически настроенный в отношении диалога между культурой и властью (он сравнивает его со строительством потемкинских деревень), тем не менее признает: "У меня на сегодняшний день есть две возможности общаться с властью. Одна - это на Триумфальной площади получить дубинкой по голове. Вторая - это форум "Стратегия-2020", когда есть шанс, что то, что мы тут говорим, будет хоть как-то услышано". Серебренников скептичен, потому что не видит кадровых изменений среди тех, кто курирует культуру: "Когда я читаю список фамилий в президентском совете по культуре, я понимаю, что никакой модернизации не будет, потому что это, в общем, те же самые люди, которые были в этом списке до слов о модернизации... Как сделать так, чтобы изменился музей? Надо назначить нового директора музея. Как сделать так, чтобы культура изменилась? Надо, чтобы ею занимались другие люди".

Люди, готовые заниматься культурой, а вернее, проектом по поддержке модернизационных процессов, на секции были. Известный галерист и член Общественной палаты Марат Гельман увидел в недавно запущенной идее научного центра "Сколково" (российский аналог Силиконовой долины) готовность государства перейти от программ к конкретным большим проектам. Это не может не вдохновлять Гельмана, поскольку он в последнее время сам является куратором большого культурного проекта в отдельно взятом Пермском крае по внедрению современного российского искусства в местные массы. Гельман, как представитель успешной творческой элиты, не подвергает сомнению необходимость культурной поддержки модернизации. Он готов применить собственный пермский опыт, но сразу ставит вопрос в практической области - стоит ли разделять этот проект с Министерством культуры, к которому большинство присутствующих относится, мягко скажем, осторожно? А если нет, то где взять деньги? Рассчитывать на финансирование за счет бюджета, по мнению Марата Гельмана, нельзя. "Сегодня культура находится в ряду социалки, - сетует Гельман. - Есть промышленность, экономика, внешние дела, а где-то есть пенсионеры, дети, больные и культура - и мы находимся в этой зоне. Мы никогда не сможем выиграть в такой конкуренции. Государственный муж стоит в позиции - спасти больных или дать на съемку фильма?" При очевидности вывода Марат Гельман видит выход в том, чтобы культура перестала быть "бедной" падчерицей бюджета, перейдя на самоокупаемость. Его поддержал другой представитель Общественной палаты, фронтмен группы "Агата Кристи" Вадим Самойлов.

Правда, поворот в сторону самоокупаемости культуры быстро выдохся. Видимо, еще не время обсуждать этот тонкий вопрос.

Тем более что были и другие вопросы - так сказать, стратегические. Писатель и филолог Алексей Варламов заявил, что претензии надо предъявлять не к Министерству культуры, а к Министерству образования, которое разрушает интерес к культуре на самом начальном уровне: "Мы живем в несколько шизофреническом государстве. Одной рукой у нас, допустим, провозглашается Год чтения, а другой - полностью убивается преподавание литературы в школе". Варламов считает, что русская литература - это не сумма информации, а прежде всего литература, которая несла милосердие, добро, любовь, пушкинский мотив смягчения нравов. И приводит в пример нынешнюю антимилицейскую кампанию в прессе и интернете. Он считает, что в будущем этот процесс может привести к резкому ожесточению внутри общества: "Единственное, чем можно эту ситуацию спасти, - смягчение нравов, милосердие, которое несет в себе русская литература".

Сергей Шаргунов очень кстати напомнил, что государство могло бы помочь русской литературе в ее педагогической функции, например, через регулирование цен. Он привел в пример том о Солженицыне из серии ЖЗЛ, который в магазинах продается по 800 рублей. Такие цены, по мнению писателя, становятся настоящими запретительными пошлинами на культуру. Шаргунов привел и обратный пример: "В 1899 году в России отмечали столетие Пушкина и выпустили большое количество дешевых книг поэта. Считается, что именно тогда и начался пушкинский бум в России".

Писатель Сергей Лукьяненко ("Дозоры", "Недотепа") нанес серьезный удар по представителям высокого искусства, собравшимся на заседании секции, предложив не сужать рамки участников концессии: "Для подавляющего большинства граждан нашей страны культура в том смысле, в каком мы здесь ее обсуждаем, - высокая культура, культура фестивальная, выставочная - не нужна. Для него важна исключительно массовая культура, как некий повседневный черный хлеб. Это факт, с которым надо смириться. И как раз эта массовая культура является той самой сферой, где модернизация необходима в первую очередь и где она может быть достигнута достаточно легко".

Известно, что среди представителей массовой культуры очень много людей яростно лояльных к власти. И они с радостью включатся в государственные проекты, стараясь вытеснить оттуда своих коллег из высокого искусства. Вопрос только в том - готово ли государство снова доверить "создание личности, способной жить в новых, неожиданных для нее обстоятельствах" (по Юрию Лотману) авторам сериалов, певцам шансона и юмористам? Или опыта последних полутора десятилетий достаточно?

Комментарии
Прямой эфир