Старикам здесь не место


Говорят, что после всех процедур скульптуры будут как новые, но в Летний сад все равно не вернутся. Там установят их точные копии, а мраморные "старички", триста лет украшавшие аллеи Летнего сада, останутся под крышей. Находиться на улице не позволяет здоровье.
Неслучайно реставрационные мастерские напоминают по виду больницу, а местами - даже зубоврачебный кабинет. Все реставраторы, словно врачи, в белых халатах. И аппаратура у них подходящая, сродни бормашинам. Только сверлят они не зубы, а руки и ноги статуй.
- В разное время скульптуру пытались укреплять, для этой цели в мрамор вкручивали металлическую арматуру, - говорит, орудуя "бормашиной", реставратор Олег Иванов. - Сейчас этот стержень необходимо удалить, иначе металл продолжит окисляться и разрушит мрамор окончательно.
Его "пациент" - мраморная Беллона, богиня войны. По соседству Алексей Баруздин возвращает к жизни бога плодородия Вакха. Еще один мастер-реставратор, Елена Гудей, трудится над головой мраморного младенца, которого уже три столетия подряд пожирает неумолимый Кронос. Работа у Елены под стать визажисту-косметологу: тонким шпателем она накладывает на губы младенца тонкий слой мраморного грима (на снимке).
- В коллекции Летнего сада 92 скульптуры, - говорит Владимир Соловьев, генеральный директор компании, которая занимается реставрацией. - И среди них нет ни одной сохранной, все имеют какие-то повреждения. У одних не хватает пальцев, у других отбиты носы.
Плюс к тому и сам материал - хваленый итальянский мрамор, из которого статуи некогда были изготовлены, за триста лет переродился. Из благородного камня превратился в банальный известняк - сказались особенности климата.
- С учетом этих моментов было принято решение заменить все статуи и бюсты в Летнем саду копиями, - поясняет заместитель директора Русского музея Иван Карлов. - Причем задумались об этом еще в прошлом веке, больше 20 лет назад. Но тогда сделали только часть образцов. И они оказались неудачными - подвел материал. Новоделы тут же начали разрушаться.
У нынешних копий гарантия будет долгая - чуть ли не на сто лет вперед. В Русском музее уверены: новый материал на основе полиэфирных смол и мраморной крошки в любую зиму выстоит. Да и вандалы двойникам статуй не так страшны. Если кому-то отобьют нос или повредят руку, копию ремонтировать не будут - сделают новую.
- Тут главное хулиганов поймать, чтобы они изготовление оплатили, хотя бы и через суд, - говорит Карлов. - А счет мы обязательно выставим.
По мысли сотрудников Русского музея, бороться с вандалами нужно именно так - судом и рублем. Другие методы, как показала практика, неэффективны: воспитательные беседы не помогают, а милиционера возле каждой статуи не поставишь.
Тем более у вандалов свои традиции. От рук хулиганов статуи страдали на протяжении всего существования Летнего сада. И что самое удивительное, тяжелей всего скульптурам пришлось в ХVIII веке. Тот же Петр устраивал в саду такие гулянки, что иные статуи лишались носов, а то и вовсе оказывались на земле, свергнутые со своих постаментов.
- В те времена к скульптурам относились по-другому, не так трепетно, - поясняет Карлов. - Это мы с вами с придыханием говорим: "Статуи восемнадцатого века", а для тогдашних петербуржцев это были произведения современных скульпторов, нехарактерные и непонятные для России.
Впрочем, за порчу "садового антуража" наказывали всегда. История сохранила имена некоторых понесших заслуженную кару хулиганов. Так, например, в 1738 году писарь Никита Седельников "святую Клару с места уронил, и оттого урону этой фигуре явилось в трех местах". А некий солдат Сидоров в пьяном виде сбросил с пьедестала статую Нарцисса и топтал ее ногами. Когда протрезвел, признался: "Черт попутал, зачем все сделал, знать не могу".
Увы, нечто подобное происходило и в просвещенном ХХ веке. В 1979 году неизвестные вандалы устроили в Летнем саду ночной погром - с пьедесталов были сброшены 10 статуй. С тех пор в саду появилась круглосуточная охрана. И после реконструкции дежурства придется возобновить. Ведь отставить без присмотра в нашей культурной столице нельзя даже копии.