Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Две трети российских специалистов задумались о смене места работы в 2023 году
Мир
Посольство РФ выразило соболезнования в связи с жертвами землетрясения в Иране
Мир
Зеленский назвал жесткой ситуацию под Артемовском и Угледаром
Мир
Блинкен выразил обеспокоенность США якобы поставляемыми России иранскими БПЛА
Экономика
Минэк внесет в ГД законопроект о трансформации процедуры внесудебного банкротства в ближайшие полгода
Происшествия
«Известия» получили видео умышленного поджога автомобиля в Москве
Мир
Выступившая против санкций для РФ партия Австрии заняла второе место на выборах
Мир
Ведущая Welt перепутала Красную армию с организацией немецких радикалов
Мир
WSJ узнала о единственной подконтрольной ВСУ дороге в Артемовск
Общество
Умер создатель кота Леопольда художник Вячеслав Назарук
Мир
Шольц исключил возможность поставок истребителей на Украину
Общество
Гендиректор «Аэрофлота» рассказал о расширении парка российских самолетов

"Грозный требовал бесконечной любви"

Завтра в кинотеатрах страны премьера. "Царь" - новый фильм Павла Лунгина об Иване Грозном, выходит в широкий прокат в День народного единства и праздник Казанской иконы Божией Матери. А пока премьерный показ фильма провели в Петербурге, во временно переделанном под кинозал Михайловском театре. Публика реагировала неоднозначно. Девушки отнюдь не тургеневского вида закрывали руками глаза: настолько страшные, до беспредела кровавые сцены разворачивались на экране. Между тем, фильм отражает всего один достаточно короткий период жизни царя: его двухлетнее противостояние с митрополитом Филиппом, которого играет Олег Янков-ский. О последней работе любимого всеми актера, природе российской власти и неизвестных доселе талантах Ивана Грозного корреспонденту "Известий" рассказал режиссер фильма Павел Лунгин
0
Павел Лунгин (справа) благословил Олега Янковского (в центре) на роль митрополита (Фото: www.nkino.ru)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Завтра в кинотеатрах страны премьера. "Царь" - новый фильм Павла Лунгина об Иване Грозном, выходит в широкий прокат в День народного единства и праздник Казанской иконы Божией Матери. А пока премьерный показ фильма провели в Петербурге, во временно переделанном под кинозал Михайловском театре. Публика реагировала неоднозначно. Девушки отнюдь не тургеневского вида закрывали руками глаза: настолько страшные, до беспредела кровавые сцены разворачивались на экране. Между тем, фильм отражает всего один достаточно короткий период жизни царя: его двухлетнее противостояние с митрополитом Филиппом, которого играет Олег Янковский. О последней работе любимого всеми актера, природе российской власти и неизвестных доселе талантах Ивана Грозного корреспонденту "Известий" рассказал режиссер фильма Павел Лунгин.

Вопрос: Павел Семенович, почему на экране так много крови и жестокости?

Ответ: А вы что ожидали? Если царь называется Грозный, какие у него будут дела?! И потом, я не считаю, что крови много. В любом сериале ее льется куда больше. Там каждую минуту убивают по сто человек. И этот факт ни у кого ужаса не вызывает. А у нас в фильме одна сцена казни, одна сцена пыток и одна сцена с медведем (когда зверь заживо жрет человека. - Ред.). Другой вопрос, я хотел сделать так, чтобы зрителю было больно и он видел, что зло - это зло, а кровь - это кровь, а не клюквенная водица. И все, что происходит - настоящая катастрофа. По большему счету, я не показал и сотой части той жестокости, тех убийств, которые были при Иване Грозном и документально зафиксированы. Я не сделал этого, потому что побоялся. Мне кажется, вынести то, как это было на самом деле, вообще невозможно.

в: Насколько происходящее на экране соответствует исторической правде? Понятно, что фильм - не учебник истории, и все-таки...

о: Скажу так: это художественная правда, но в ней очень много фактической. В фильме какие-то события сдвинуты во времени, но сами по себе они документальны. И эпизод, когда медведь загрыз человека, и массовая казнь у Поганой лужи, смотреть на которую не пришел народ. С той разницей, что медведей у Грозного было пятнадцать, и он натравлял их на людей постоянно. Описана история о казни семи монахов, разорванных семью медведями. Более того, в числе государственных расходов была статья, по которой людям, задранным медведями во время гуляний, - по приказу царя зверей выпускали прямо в толпу - платили гривну или около того, я сейчас могу ошибаться по поводу денег.

в: Вы упомянули массовую казнь у Поганой лужи, на которую не пришел народ. На этом эпизоде ваш фильм заканчивается, царь остается один. Почему финальной стала именно это сцена, ведь Грозный царствовал еще 15 лет? Что вы хотели сказать, обрывая действие именно на этом эпизоде? Народ не безмолвствует, он противостоит тирану?

о: Тут каждый решает для себя. Можно расценить это как надежду или, наоборот, тоску, разобщенность. Не знаю... Если бы все получалось выразить словами, я бы не стал снимать кино. Тут важно чувственное ощущение, какого-то однозначного ответа нет. Вообще, мой фильм о природе власти в России. О той системе, той концепции, которую изобрел Иван Грозный как первый русский царь. Его идея - разделить народ на две неравные половины, когда одна имеет абсолютную власть над другой. Я сейчас про опричнину говорю. Сохранилось наставление Ивана Грозного судам, в котором он пишет: "Вы, судьи, судите по справедливости, чтобы опричный человек был всегда прав". И это осталось у нас до сих пор. Человек в форме всегда главнее того, кто без формы.

в: Но при этом власть у нас любят...

о: А власти и надо, чтоб ее любили. Иван Грозный именно этого и хотел. Он желал, он требовал бесконечной любви. И опричнина, по сути, была тем орденом, той структурой, что карала народ за недостаточную любовь. Грозный пытался подменить собой Бога, он хотел сам вершить суд на земле. Для меня ключевая фраза этого фильма: "Как человек-то я грешен, но как царь праведен". Ее произносит Грозный, обращаясь к митрополиту. И это двоемыслие, когда одно добро - для людей, а другое - для государства, и есть тот клубок, который мы до сих пор пытаемся распутать. Об этом я и хотел снять фильм. Кстати, саму фразу не мы придумали, это его подлинные слова, взятые из писем. У нас Грозный вообще говорит цитатами из своих сочинений. У него было блестящее перо, очень легкое, быстрое, наглое. Он и музыку писал: его "Канон ангелу грозному воеводе" дошел до наших дней. И звучит в фильме, когда опричники во главе с царем молятся в церкви. Петербургский композитор Юрий Красавин, работавший с нами над этой картиной, лишь немного адаптировал его к современному звучанию и исполнению.

в: В фильме митрополит Филипп в исполнении Олега Янковского - явный антипод Ивана Грозного, которого играет Петр Мамонов. А как складывались отношения самих актеров? Ведь до этого им не приходилось работать вместе.

о: Они мешали друг другу, но меня это не смущало. Какого-то конфликта между ними не было: на съемочной площадке актеры шутили, валяли дурака. Было противостояние, но оно работало на создание образов. В этом и смысл фильма, что существование одного мешает существованию другого.

в: Для Олега Янковского "Царь" стал одной из последних работ. Тогда, в процессе съемок, было ощущение, что актер уходит?

о: Нет, мы не знали, что он болен. И сам Олег не знал. У него был очень напряженный график: по вечерам Янковский уезжал в Москву, играл там спектакль, а ночью возвращался в Суздаль, чтобы утром выйти на съемочную площадку. Это было тяжело. Да и сама роль очень сложная, непохожая на все его прежние работы. Неясно, как играть святого, да еще такого, который почти все время молчит. По большему счету, Филипп говорит в фильме один раз и после этого умирает. То есть нужно было сыграть молчание. И сыграть так, чтобы каждый понял, что происходит в его душе. Мне кажется, Янковский смог это сделать.

Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир