Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

ВГИК в Кремле

3 ноября отечественная кузница кинематографических кадров торжественно отметит в Государственном Кремлевском дворце свое 90-летие. Впервые в стране о ВГИКе написали "Известия". 20 июня 1919 года была опубликована заметка о том, что в России создается Государственная киношкола. 90 лет, пройденных ВГИКом, богаты славными датами, фактами, именами. Вот лишь некоторые вехи его истории
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

3 ноября отечественная кузница кинематографических кадров торжественно отметит в Государственном Кремлевском дворце свое 90-летие. Впервые в стране о ВГИКе написали "Известия". 20 июня 1919 года была опубликована заметка о том, что в России создается Государственная киношкола. Там, в частности, говорилось: "Задача школы - путем рационально поставленных теоретических и практических занятий создать авангард актеров, режиссеров, декораторов, музыкантов, операторов, лаборантов и механиков - мастеров экрана!". 90 лет, пройденных ВГИКом, богаты славными датами, фактами, именами. Вот лишь некоторые вехи его истории.

1919. На актерском факультете учится 25 человек, отобранных из более чем 600 желающих. Среди них - Всеволод Пудовкин, Борис Барнет, Сергей Комаров, Александра Хохлова.

1920. Начинает преподавать режиссер-новатор Лев Кулешов. Под его руководством школа выпустила два агитфильма: "В дни борьбы", "На Красном фронте" и полнометражный "Серп и молот" (1921).

1923. Основан кинооператорский факультет.

1924. Под руководством Ивана Иванова-Вано ("Мойдодыр", 1939) основана мастерская мультипликационного фильма.

1928. Сергей Эйзенштейн открывает экспериментальную мастерскую, в которой занимались однофамильцы Георгий и Сергей Васильевы (авторы советского хита "Чапаев", 1934), Иван Пырьев ("Трактористы", 1939; "Свинарка и пастух", 1941), Максим Штраух (канонический исполнитель Ленина в фильмах 1938, 1957, 1966 годов).

1930. Школа становится институтом (в 1934 году переименовывается в Высший государственный институт кинематографии (ВГИК). В 1938-м слово "Высший" заменяется "Всесоюзным".

1932-35. Сергей Эйзенштейн - руководитель кафедры режиссуры - создает первую в мире программу по основам кинорежиссуры. В 1941 году выходит учебник Льва Кулешова "Основы кинорежиссуры" с предисловием Сергея Эйзенштейна, переведенный на многие языки мира.

1937. Кафедру операторского мастерства возглавляет Анатолий Головня, снявший с Пудовкиным трилогию "Мать", "Конец Санкт-Петербурга", "Потомок Чингисхана". Руководил кафедрой вплоть до своей кончины в 1982-м.

28 июля 1941 года. По решению Комитета по делам кинематографии обучение во ВГИКе без защиты дипломов оканчивают 22 кинооператора, в том числе Михаил Посельский, Владимир Сущинский. Все они направляются на фронт.

1945. По инициативе профессора Николая Лебедева открывается киноведческий факультет

1946. Сергей Герасимов и Тамара Макарова со своими учениками начинают подготовку к экранизации романа Александра Фадеева "Молодая гвардия". Фильм вышел в 1948 году. Восемь участников картины получили звание лауреата Сталинской премии первой степени: Нонна Мордюкова (за роль Ульяны Громовой), Людмила Шагалова (Валя Борц), Инна Макарова (Любовь Шевцова), Сергей Гурзо (Сергей Тюленин), Владимир Иванов (Олег Кошевой).

Середина 1950-х годов. В советском кинематографе начинают работать выпускники ВГИКа - Григорий Чухрай, Марлен Хуциев, Александр Алов, Владимир Наумов, Игорь Таланкин, Георгий Данелия, Яков Сегель, Лев Кулиджанов, Василий Ордынский, Сергей Параджанов, Тенгиз Абуладзе, Резо Чхеидзе. В 1956-м, закончив ВГИК, возвращается на родину Витаутас Жалакявичус, ставший основоположником новой Литовской киностудии. Снятый им в 1966 г. фильм "Никто не хотел умирать" был удостоен Государственной премии СССР.

1960-е годы. ВГИК окончили режиссеры - Андрей Тарковский, Василий Шукшин, Андрей Смирнов, Георгий Шенгелая, Виктор Трегубович, Александр Митта, Андрей Кончаловский, Лариса Шепитько, Отар Иоселиани, Эльер Ишмухамедов, Элем Климов, Фрунзе Довлатян, Эдмонд Кеосаян, Станислав Говорухин, Сергей Соловьев; сценаристы - Геннадий Шпаликов, Наталья Рязанцева, Владимир Валуцкий, Валентин Черных, Виктор Мережко, Виктория Токарева, Эдуард Володарский; операторы - Георгий Рерберг, Александр Княжинский, Александр Антипенко, Геннадий Карюк; актеры - Лидия Федосеева-Шукшина, Николай Губенко, Леонид Куравлев, Галина Польских, Екатерина Васильева и многие другие.

Середина 1970-х. Наш кинематограф пополнили режиссеры Динара Асанова, Вадим Абдрашитов, Никита Михалков, Карен Шахназаров, Александр Сокуров; сценаристы Сергей Бодров, Александр Бородянский, Александр Миндадзе, Валерий Приемыхов, операторы Михаил Агранович, Павел Лебешев, Вадим Алисов, Владимир Ильин, Юрий Клименко.

1971. Руководителем актерской мастерской становится Сергей Бондарчук (с 1974 года - профессор).

1982. На XIV фестивале студенческих фильмов приз за мультипликационный фильм получает Александр Петров (фильм "Зеркало"). В 2000-м Петров получит "Оскара" за экранизацию повести Хемингуэя "Старик и море".

1986. ВГИКу присвоено имя Сергея Герасимова. Начиная с 1944 года совместно с Тамарой Макаровой он подготовил 8 выпусков. 106 актеров и 108 режиссеров.

1990. В Париже и Пуатье впервые проходит фестиваль кинофильмов ВГИКа. Французы увидели дипломные работы выпускников ВГИКа, снятые в 1921-1993 годах.

2003. Создается факультет анимации и мультимедиа и открывается специальность "Продюсерство кино и телевидения".

2008. ВГИК имени С.А. Герасимова преобразован в университет. На 17 кафедрах и в аспирантуре ведутся научные исследования, защищаются кандидатские и докторские диссертации.

От немого кино до Владимира Малышева

В разные годы ВГИКом руководили:

Владимир Гардин (1919). Открыл звезду немого кино Веру Холодную.

Николай Лебедев (1934-36; 1955-56). Автор первого учебника "Очерки истории советского кино" (1959) и учебника "Краткая история советского кино" (1969).

Давид Владимирович Файнштейн (1940-1941). Погиб на фронте.

Лев Кулешов (1944-1946). "Мы делаем картины - Кулешов сделал кинематографию", - написал Всеволод Пудовкин.

Александр Грошев (1956-1974). Инструктор ЦК. Сменил Николая Лебедева. Был назначен после попытки студентов совершить первую во ВГИКе революцию в учебном процессе.

Виталий Ждан (1974-1987). До назначения работал заведующим кафедрой киноведения и проректором ВГИКа по научно-творческой работе.

Александр Новиков (1987-2006). Назначен после второй революционной попытки студентов в 1986 году изменить учебный процесс.

Владимир Малышев (с 2007 года). До назначения ректором ВГИКа был замминистра культуры Российской Федерации. Доктор искусствоведения. 11 ноября отмечает 60-летний юбилей.

Когда я был студентом

Обозреватели "Известий" Вита Рамм и Лариса Юсипова обратились к выпускникам ВГИКа с просьбой вспомнить alma mater.

Рената Литвинова,
актриса, режиссер, сценарист, выпускница 1989 года

Как только я поступила во ВГИК, сразу начались революционные события. Институт кишел, актовый зал набирался толпой - свергали ректора института Виталия Ждана. Возглавлял все это сценарист Петя Луцик (сейчас он уже умер и Ждана тоже нет), а тогда он - талантливый, брутальный - был неумолим. Я была в тот день, когда Ждан оправдывался. Это было так абсурдно. Все были против него - красного, несчастного и интеллигентного. Единственное чувство, которое я испытывала, это чувство огромной жалости к этому бедному мужчине. Даже одна из преподавательниц, в которую он был влюблен, тоже встала в стан "против". Так его и свергли. Я не заметила каких-то перемен. Эта была такая дань времени, тогда и Бондарчука-старшего распнули за все и за всех... А Петя по вечерам в перерывах между борьбой и написанием сценариев стрелял из пистолета прямо из общежитских окон. Откуда у него был пистолет - другой вопрос. Мне было тогда 17. Советское кино стремительно исчезало, вскоре СССР рухнул, наступила черная яма кинематографа.

Сергей Соловьев,
режиссер, выпускник 1969 года

Могу сказать, что казахский курс, который я выпустил в 1988 году, был и остается уникальным явлением. Это был целевой выпуск, в котором остро нуждалась казахская кинематография. Потому все ребята сразу оказались очень и очень востребованными. А сколько талантливых, умелых ребят, выпускников нашей с Рубинчиком вгиковской мастерской, куда-то рассосалось, пропало по окончании. И все потому, что этой живой востребованности за последние годы у производства почти не было. То, что у нас происходит с начинающими режиссерами, мы с Рубинчиком воспринимаем как педагогическую драму. И нельзя объяснить это никакими кризисами. Мой учитель Михаил Ильич Ромм когда-то писал за меня письма в высшие инстанции, требуя предоставить мне постановку и гарантируя, что если у меня, молодого режиссера, что-то не получится, он сам закончит работу. Чтобы государство было спокойно хотя бы за свои деньги. Писать подобные письма сегодняшним продюсерам - занятие довольно бессмысленное. Сложились другие, довольно позорные, отношения между финансами и тем, что называется творчеством.

Владимир Вдовиченков,
актер, выпускник 2001 года

Я расскажу историю, одну из самых запомнившихся мне историй, связанных со ВГИКом. Историю, которая меня поразила деликатностью педагога. У меня был любимый предмет - история зарубежного кино. И любимый педагог, который этот предмет и вел: Татьяна Хотиненко, жена Владимира Ивановича Хотиненко. Занятия проходили так: она показывала нам фильм на видео, рассказывала о нем, потом шло обсуждение...

А я ведь много профессий сменил в своей жизни и, учась во ВГИКе, тоже продолжал работать - официантом. И вот возникла такая ситуация: мне на работе пришлось выпить, а потом - идти во ВГИК. Пропустить это занятие я не мог, поэтому пришел в аудиторию и тихонечко лег за задником. Но - захрапел! Педагог спрашивает: "Кто там спит за кулисой?" Ей отвечают, что вот такой-то, всю ночь работал, заснул. И что она делает? Она просит всех пересесть поближе, чтобы можно было говорить тише и максимально приглушает звук телевизора. Я просыпаюсь, ничего понять не могу - тишина вокруг! Такая тактичная барышня! Я был потрясен. И если вдруг она увидит этот текст, я бы хотел, чтобы она знала: я ей до сих пор благодарен.

Андрей Мигачев,
cценарист, выпускник 2003 года

Я поступил во ВГИК, когда был представителем гонконгской корпорации Digital Vision в Восточной Европе и, пользуясь тем, что мой мастер, Наталья Борисовна Рязанцева, ко мне хорошо относилась, продолжал работать - для чего все время мотался в Гонконг. ВГИК был уже пятый институт, в котором я учился, и у меня к этому времени сложилась своя тактика поведения: появиться на первых занятиях, запомниться, а потом уже приходить сдавать сессию. А как легче всего запомниться? Проявить себя резким, неудобным студентом. И вот я пришел на лекцию по философии Гегеля и навыпендривался: донимал профессора Мариама своими комментариями и вопросами. А он возьми да и скажи: "Хорошо, тогда следующую лекцию читаете вы". А это была лекция по философии Фрэнсиса Бэкона. И прочел я ее ужасно! А поскольку об этой истории уже знал весь институт, народу в аудиторию набилось огромное количество. Но я решил подстраховаться. Купил ящик шампанского и договорился со своим приятелем, что тот за 10 минут до конца лекции, занесет этот ящик в аудиторию. А он в последний момент передумал и перепоручил это задание Леше Герману. В принципе, Герман прилично рисковал - никто же не знал, какая будет реакция со стороны профессора. Но он это проделал. Ящик занес. И я говорю: "Поскольку я впервые читаю лекцию, хотел бы это дело отметить!". И неожиданно профессор заулыбался, кивнул, и этот ящик мы все, кто пришел на лекцию, уговорили.

А я потом перед профессором извинился, сказал, что понял: это - тяжелый труд, одно дело - с места выступать, другое - лекцию прочесть.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир