Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Одессе отказались переименовывать улицы Жуковского и Бунина
Интернет и технологии
В России разработали виртуального режиссера
Армия
Трофейную технику НАТО привезли на Поклонную гору
Мир
Белый дом заявил о разработке механизма изъятия замороженных российских активов
Экономика
За три года число работающих граждан вырастет на 1,5 млн
Мир
Рябков объяснил недопуск россиян на рейсы из Турции в Мексику давлением США
Мир
В Белом доме заявили о продолжении поставок Киеву тактических ракет ATACMS
Недвижимость
Цены на аренду элитной недвижимости в Москве рекордно выросли
Общество
Синоптики спрогнозировали потепление до +22 градусов в Москве 25 апреля
Мир
Хуситы атаковали эсминец США и два коммерческих судна в Аденском заливе
Мир
Украинцы призывного возраста не смогут получить паспорта за границей
Экономика
Совфед заблокировал проект о запрете спиртного в прикассовой зоне
Мир
Замглавы МИДа Панкин пообещал ответ в случае конфискации активов РФ
Общество
В МЧС предупредили о грозе, дожде и ветре в Москве в ближайшие дни
Мир
В США допустили отказ от помощи Украине до выборов
Мир
Политкоординатор РФ в СБ ООН указала на политизированность дипломатов США

Правда и оправдание

Удивительное дело: чем больше времени проходит со Второй мировой войны, тем больше нам приходится оправдываться. Годы стирают историческую память, заменяя ее выгодными кому-то версиями. Уже СССР и войну развязал, и союзником Гитлера выступил, и вообще непонятно, кто ее выиграл. Новый виток атак на Россию, оправданий и покаяний - в связи с 70-летием начала войны
0
Советское поколение Победы спасло человечество
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Удивительное дело: чем больше времени проходит со Второй мировой войны, тем больше нам приходится оправдываться. Годы стирают историческую память, заменяя ее выгодными кому-то версиями. Уже СССР и войну развязал, и союзником Гитлера выступил, и вообще непонятно, кто ее выиграл. Новый виток атак на Россию, оправданий и покаяний - в связи с 70-летием начала войны. Хотя почему считают, что Вторая мировая началась в сентябре 1939 года? Только потому, что в это время в нее формально вступили Англия и Франция? А то, что было до этого, - не война, раз западные демократии так не считали?

С точки зрения нашей страны (и истории) Вторая мировая началась еще в начале 1930-х, когда Япония вторглась в Китай, захватила Северную Маньчжурию, создала там марионеточное государство Маньчжоу-Го. Советско-японские столкновения шли постоянно, но разве на Западе кто-то считал это серьезной войной? В Германии к власти пришел Гитлер, поставивший своей главной целью мировое господство - первыми шагами к нему должны были стать уничтожение коммунизма и истребление неполноценных народов, к которым относились и славянские, и прибалтийские, и евреи. Япония и Германия заключили Антикоминтерновский пакт, направленный исключительно на наше уничтожение. Война в Испании не была чисто гражданской, Германия была там фактической воюющей стороной, как, заметим, и Советский Союз. Третий антикоминтерновский союзник - фашистская Италия при возмущенных возгласах из Москвы и почти полном молчании западных столиц военным путем захватила Эритрею, а затем и Албанию. Германия провела аншлюс Австрии - Запад молчал. В Мюнхене сдали Чехословакию, запретив ей сопротивляться или просить советской помощи. А Польша - так та даже поучаствовала в разделе Чехии. В те дни, когда Германия готовилась к нападению на Польшу, у нас уже шла полноценная война с японцами, вторгшимися в союзную нам Монголию. В боях на Халхин-Голе погибли более 10 тысяч солдат Красной Армии. К сентябрю 1939-го Вторая мировая уже почти десятилетие как шла, и не Советский Союз был ее инициатором, и не он проводил политику попустительства агрессорам.

До лета 1939 года с Гитлером вели переговоры и заключали разного рода соглашения и пакты все без исключения значимые европейские державы - кроме СССР. Почему советские руководители стали говорить с Берлином? Потому, что начиналась реализация немецкой политики "натиска на Восток", о нападении на Польшу говорилось почти открыто и официально. Для Москвы вопрос заключался в том, можно ли остановить агрессию с помощью договоренностей с западными демократиями о совместных гарантиях безопасности Польши. А если нет, то где остановятся германские войска после нападения на поляков? В Варшаве? В Минске? В Москве? Во Владивостоке?

СССР был способен и готов помочь Польше - откровенно нам тогда враждебной. Но для этого она должна была разрешить себе помочь, принимая гарантии безопасности с нашей стороны. Но никто так и не смог ее на это уговорить. Польше могли помочь Франция и Великобритания, если бы дали всерьез понять Берлину, что готовы воевать с Германией, если та нападет на Польшу. Напротив, Гитлер получал с Запада успокаивающие сигналы, что войну объявят, но воевать не станут. И не стали, пока немцы сами на напали. Естественно, Советский Союз предпочел бы альянс с западными демократиями - те хоть не собирались нас поголовно уничтожать - и предложил такой альянс. Однако, к сожалению, СССР все еще не рассматривался в Париже и Лондоне как государство, с которым "приличные" страны могут вступать в союзнические отношения. Переговоры в Москве шли, но только английские и французские представители, как выяснилось, не имели даже полномочий на заключение какого-либо соглашения. Отсчет времени до нападения на Польшу пошел на дни, а вероятность, скажем, англо-германской договоренности была многократно гораздо выше, чем англо-советской. И что делать Москве, когда Берлин предлагает договориться о ненападении и о той линии, за которую не пойдут немецкие войска, напав на Польшу, а у Лондона, Парижа и Варшавы нет желания договариваться ни о чем?

Договор о ненападении с Германией, как писал Уинстон Черчилль, был насколько циничным, настолько же холодно-расчетливым политическим шагом. Он давал шанс не сразу вступить в войну с немцами и нарастить военные возможности - за два года оборонный потенциал СССР удвоился. И начать эту войну - в неизбежности которой ни у кого в Кремле не было сомнений ни на секунду - с более стратегически приемлемых рубежей (в августе 1939 года граница проходила в тринадцати километрах западнее Минска). С тех рубежей, которые большевистские лидеры считали принадлежавшими СССР по справедливости, поскольку предыдущие были навязаны в период наибольшей слабости страны - в годы Гражданской войны.

Были ли основания у Польши и прибалтийских государств для возмущения советской политикой? Безусловно. Их территории, которые вошли в последующие месяцы в состав СССР, не только лишились суверенитета, но и в ускоренном темпе испытали на себе всю строгость революционной законности, знакомой советским людям с 1917 года. Было много трагедий для государств и их граждан, одна Катынь чего стоит. Другой вопрос, если бы эти территории уже в августе 1939 года оказались оккупированы нацистами, им было бы лучше? Конечно, Советский Союз в тот момент руководствовался исключительно собственными интересами, как и все остальные государства. Конечно, все остальные предпочли бы, чтобы СССР воевал с Германией уже осенью 1939 года, что и произошло бы, не заключи они пакт о ненападении.

Советский Союз вовсе не стал союзником Германии, он вырвал передышку. Сталин ни на миг не поверил Гитлеру - он даже самым близким соратникам не верил. СССР не был виновен в развязывании войны - ее развязали Германия и ее настоящие союзники - Япония и Италия, что и было достоверно установлено Нюрнбергским трибуналом, приговор которого пытаются предать забвению.

Роль Советского Союза в войне - он разбил 80% немецких дивизий, потеряв 27 миллионов человек в фашистской машине истребления. Нет семьи, которую обошла бы трагедия войны.

Советское поколение Победы спасло человечество. Это понимали все на планете в 1945 году. Этого многие не хотят понимать в 2009-м.

Комментарии
Прямой эфир