Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир

Где рванет - ответ знает кризис

После аварии на Саяно-Шушенской ГЭС с новой силой начались разговоры на тему "Где рванет в следующий раз?". Специалисты, отвечающие за предотвращение катастроф, надеются на профилактическую работу среди чиновников, предпринимателей и рядовых граждан. Впрочем, из-за экономического кризиса этот метод становится все проблематичней: денег на профилактику ЧП не хватает. И человеческий фактор дает о себе знать - сотрудники по технике безопасности либо попадают под сокращение, либо у них происходит "некоторое служебное расслабление"
0
Фото: Интерпресс/Ростислав Кошелев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
После аварии на Саяно-Шушенской ГЭС с новой силой начались разговоры на тему "Где рванет в следующий раз?". Специалисты, отвечающие за предотвращение катастроф, надеются на профилактическую работу среди чиновников, предпринимателей и рядовых граждан. Впрочем, из-за экономического кризиса этот метод становится все проблематичней: денег на профилактику ЧП не хватает. И человеческий фактор дает о себе знать - сотрудники по технике безопасности либо попадают под сокращение, либо у них происходит "некоторое служебное расслабление".

Как выясняется, изношенные инженерные сети, проходящие под асфальтом Петербурга, - не самое вероятное место, где в любой момент всерьез рванет.

- Да, четверть теплотрасс, проложенная полвека назад, отработала свой ресурс, - признает заместитель главы Северо-Западного управления Ростехнадзора Александр Сорокин. - Но нормативы советского времени были рассчитаны с таким запасом прочности, что нынешняя диагностика показывает: еще 5-10 лет сети продержатся.

А там, где ситуация становится критической, у Ростехнадзора есть право на санкции. Можно дать предписание о приостановке работ аварийного участка трассы на 5 суток. Через суд можно добиться запрета и на 90 дней. В мае, например, так случилось с магистральным газопроводом в Трубниковом Бору. В результате жители поселка несколько месяцев просидели без газа (благо летом это не так катастрофично). Зато областные власти нашли-таки деньги на ремонт.

- И все-таки мы зачастую живем по принципу "поздно пить боржоми", - сокрушается директор компании "Городской центр экспертиз - Север" Игорь Кокоулин. - Вот рвануло трубу, мы провели проверку, выяснили причины. А рядом лежат еще 20 - такого же отвратительного качества.

Способ хоть как-то обеспечить безопасность инженерных сетей ищут и общественные организации. Идея, например, родилась у ассоциации "Безопасный город". Ее суть в том, чтобы создавать при жилых зданиях и кварталах свои "мониторинговые центры". Они должны быть снабжены датчиками трещин на фасадах, фиксаторами местных прорывов водопроводов, проблем с электричеством. Чтобы не жилец, обнаруживший неполадку, обзванивал аварийные службы, а диспетчер в автоматическом режиме узнавал о неполадке. Конечно, пока это - почти что из области фантастики. Директор ассоциации Валерий Гинзбург и сам это понимает:

- Такое решение не является, к сожалению, приоритетным. Денег на него не дают. А тем временем управляющие компании, не долго думая, обрезают кабели и трубы, например, не вносящим вовремя платежи офисам. А кто думает, к каким катастрофическим последствиям это может привести?

Что же касается расположенных в Петербурге опасных промышленных производств, то в последнее время особенно вредит делу человеческий фактор. Причем без влияния кризиса и тут не обошлось. По нормативам, если на предприятии работают 50 и более человек, создание самостоятельной службы охраны труда необходимо. Но когда приходится сокращать штаты, отдельные руководители жертвуют, в первую очередь, этими специалистами.

- Есть некоторое расслабление и у самих сотрудников, ответственных за безопасность на производстве, - замечает Александр Сорокин. - В кризис объемы выпускаемой продукции и прибыли падают, внимание отвлекается на другие темы.

Профилактикой аварий зачастую вынуждены заниматься страховые компании. Они, бывает, и "тревожные кнопки" монтируют, и огнетушителями, противопожарными системами объекты оборудуют.

- Не потому, что такие добренькие, а по финансовым причинам. Кому хочется платить огромные деньги в случае чрезвычайного происшествия, - говорит президент Союза страховщиков Петербурга и Северо-Запада Евгений Дубенский.

СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"

В Петербурге - более 100 взрыво- и пожароопасных объектов. Проложено 1282 км газопроводов среднего и высокого давления, которые имеют 88 точек пересечения с автомобильными и железнодорожными магистралями.

 
Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир