Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир

Когда закончатся драндулеты...

Программа по обмену "бэушных" автомобилей на новые изрядно подстегнула спрос во многих странах. Но все хорошее рано или поздно заканчивается. В Германии, например, было продано такое количество машин, что в следующем году рынок может просесть на 20%. Похожий сценарий может случиться и у нас. Акция по утилизации стартует в России в следующем году, но деньги, выделенные на нее, небезграничны. Следовательно, без новых мер поддержки автопрома не обойтись. Как вам, например, депутатская инициатива разрешить использовать материнский капитал для приобретения нового автомобиля?
0
Опыт других стран показывает, что рухляди больше, чем денег на программы их выкупа (фото: AFP)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Программа по обмену "бэушных" автомобилей на новые изрядно подстегнула спрос во многих странах. Но все хорошее рано или поздно заканчивается. В Германии, например, было продано такое количество машин, что в следующем году рынок может просесть на 20%. Похожий сценарий может случиться и у нас. Акция по утилизации стартует в России в следующем году, но деньги, выделенные на нее, небезграничны. Следовательно, без новых мер поддержки автопрома не обойтись. Как вам, например, депутатская инициатива разрешить использовать материнский капитал для приобретения нового автомобиля?

Стоило правительству ФРГ объявить о программе "cash-for-clunkers" (наличные за автохлам), как потребителей охватила настоящая "машинофилия". "Автобойни" работают чуть ли не круглосуточно, а продавцы не успевают оформлять новые заказы. Казалось бы, в этой ситуации дилерам остается только радоваться. Ведь без государственной поддержки о таком успехе нельзя было и мечтать. Однако не все так просто.

В этом году на рынке был создан искусственный ажиотаж, предупреждают аналитики. Но программа утилизации не сегодня завтра закончится, и продажи неминуемо покатятся вниз. Так, по оценке исследовательской компании Roland Berger, рынок может просесть на 20%. Это значит, что Германия перестанет быть ведущим авторынком в Европе. А ее экономика получит новый чувствительный удар.

Немецкий опыт - весьма показательный пример. Ведь именно эта страна одной из первых объявила о программе утилизации. И одна из первых начала подводить ее итоги. В России акция по обмену подержанных машин на новые начнет действовать в следующем году. Как подсчитали "Известия" (см. статью "Летом разживись драндулетом" в номере от 31 августа), денег, выделенных государством на утилизацию, хватит только на 200 тыс. машин.

При том, что всего в российском автопарке насчитывается около 1,5 миллиона "пенсионеров", чья рыночная стоимость не выше 50 тыс. рублей (сумма, которую потребитель будет получать в зачет покупки нового авто). То есть машин, которые целесообразно сдать в металлолом.

Получается, программа даст кратковременный эффект, а потом аукнется снижением спроса. Что делать? Придумывать новые формы господдержки. Так, в Госдуме уже лежит законопроект, предлагающий разрешить использовать так называемый материнский капитал, предоставляемый государством при рождении второго и последующих детей, для покупки нового авто. Понятно, что речь идет исключительно о машинах, собранных на территории страны. Зато никаких ограничений по стоимости автомобиля не предусматривается.

С одной стороны, покупка нового автомобиля вписывается в идею материнского капитала. Ведь новенькую машину можно использовать для того, чтобы возить детей в поликлинику, на учебу и т.п. Кроме того, на автомобиле можно "калымить", чтобы поддержать семейный бюджет. С другой стороны, с таким же успехом можно разрешить тратить маткапитал на приобретение мебельного гарнитура или бытовой техники. Тоже ведь польза ребенку.

И, наконец, неплохо было бы посоветоваться с нами - простыми налогоплательщиками. Понятно, что, помогая автопрому, мы вытягиваем из кризиса всю экономику. Но давайте будем справедливыми. За этот год государство уже всячески облагодетельствовало наши автозаводы: ввело запретительные пошлины на импорт иномарок, направило на предприятия многомиллиардные субсидии. Может быть, пора придумать какую-нибудь господдержку и для остальных производителей товаров массового спроса?

Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир