Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир

Пеппи Длинныйчулок приглашает

Иностранные приятели пригласили меня и моего сына провести отпуск в Хельсинки с заездом с Стокгольм. Домочадцы засомневались: "Да на юг надо ехать - к морю. Что ты будешь делать две недели в Швеции и Финляндии с семилетним спиногрызом, там ведь не покупаешься - холодновато. Ну зоопарк, ну океанариум, ну не в музеи же его потом водить...". Именно в музеи!
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Иностранные приятели пригласили меня и моего сына провести отпуск в Хельсинки с заездом с Стокгольм. Домочадцы засомневались: "Да на юг надо ехать - к морю. Что ты будешь делать две недели в Швеции и Финляндии с семилетним спиногрызом, там ведь не покупаешься - холодновато. Ну зоопарк, ну океанариум, ну не в музеи же его потом водить...". Именно в музеи! Потому что в Европе вообще, а в Северной Европе в особенности, зоопарки хороши, но музеи для детей лучше. А те, которые не для детей, очень часто имеют детский отдел, и это не просто игровая комната, а некое рассказанное специфическим музейным языком увлекательное и доступное повествование. Например, об истории страны...

О двух таких музеях "для семейного просмотра" надо бы поведать отдельно - это стокгольмский "Юнибакен" и хельсинкская "Эврика". Если бы мне в детстве показали нечто подобное, я бы вспоминала увиденное всю жизнь. Посетив музеи в свои уже весьма зрелые годы, я радовалась, как дитя.

С "Юнибакен" все проще и понятней - это музей сказок Астрид Линдгрен. Сначала ты попадаешь в маленький сказочный город, в котором все соразмерно ребенку. Там есть свой домик с гостиной, спаленкой и кухонькой, хозяева которой явно готовились к чаепитию, но куда-то отлучились. Есть своя средневековая башня, на которую ребенок может залезть, чтобы потом высунуть голову в окно-бойницу, а взрослый в силу своих внушительных размеров уже не залезет, он будет умиленно любоваться отпрыском снизу. Есть сарай с инструментами, рядом с которым стоят настоящий мотоцикл и не очень настоящий самолет. Есть черепичная крыша, на которой живет сами понимаете кто, и к нему в гости тоже можно забраться по винтовой лесенке. А еще есть коридорчик, который ведет к какой-то канатной дороге. Ты садишься в вагончик, и тут начинается главное - вагончики парят над сказочными странами, лесами и полями. Они то взмывают вверх - и ты видишь равнину с разбойниками с высоты птичьего полета, то опускаются вниз - и ты оказываешься в гостях у проказницы Пеппи Длинныйчулок, то застывают у лесной пещеры (там темно, только звезды светят да где-то рядом ухает сова), то проплывают на расстоянии вытянутой руки от непослушного Эмиля, уже успевшего взгромоздить на флагшток свою младшую сестренку.

Распорядитель канатной дороги предусмотрительно включает для нас запись на русском(!) языке, и сказочный голос комментирует путешествие, так что даже не читавший ту или иную сказку, сразу понимает, где он оказался и что происходит с героями. А канатная дорога все петляет, и всякий раз с замиранием сердца ждешь, что же там - за поворотом...

Когда на выходе детей и их родителей встречает короткое сказочное представление, оно кажется естественным продолжением музейного путешествия. И споры о том, каким должен быть театр для самых маленьких (а в "Юнибакен" приходят даже с несмышлеными трехлетками), отпадает сам собой. Да вот таким музеем-аттракционом, в котором ребенок не сидит на месте, но оказывается путешественником по сказочной стране!

"Эврика" - нечто совершенно иное. Никаких сказок, никакого вымысла, один сплошной научный позитивизм, потому что "Эврика" - музей научных открытий и экспериментов. Но и это весьма серьезное заведение - истинное раздолье для детей, ибо экспериментатором оказывается сам посетитель. Тут наглядно представлены принцип действия рычага и разных кинетических законов. Тут можно, встав в разных концах огромного зала, шепотом поговорить друг с другом с помощью отражающих звук параболических зеркал. Можно самому поднять в воздух аэроплан. Можно, надев скафандр, испытать ощущения, какие испытывает астронавт, оказавшись на Луне (только для этого в тебе должно быть не больше 30 килограммов, иначе "аттракцион" не сработает). А еще тут можно покататься по канату на велосипеде под самым куполом музея. Этот самый велосипед тоже демонстрирует какой-то физический закон, но какой, мы не поняли, мы туда просто не успели добраться.

Музей не только как хранилище древностей, художественных ценностей, манускриптов и раритетов (таких музеев, разумеется, тоже пруд пруди), но еще и как некая интерактивная зона, располагающая к соучастию и часто к содуманию, - это в Европе давно уже не исключение, а правило. Для детей - счастливое правило. Ведь сам способ постижения мира у ребенка, сызмальства не чуждого виртуальной реальности, запрограммирован на деятельное (интерактивное) знакомство с миром.

Впрочем, дело не только в детях. Сколько раз, оказываясь за кордоном, я попадала в приглашающие в увлекательное путешествие музеи кино (особенно хорош тот, что в Турине, но берлинский тоже прекрасен) или музеи театра (мне особенно понравился лондонский, но в Вене он тоже очень хорош) и с тоской думала: а мы что же?.. Ведь по части научных открытий, истории кино, не говоря уже об истории театра, мы если не впереди планеты всей, то, безусловно, в первых ее рядах. Но о такой вот "Эврике" или о музее кино, хотя бы отдаленно напоминающем туринский, у нас не приходится даже говорить. А ведь они могли бы стать истинным украшением российской столицы, тратящей бешеные деньги на возведение каких-то идиотских памятников и прочих сомнительных красот.

У нас, правда, есть знаменитый Бахрушинский музей, богатству которого могут позавидовать все театральные музеи мира. Но многих ли сторонних людей, не являющихся специалистами по истории театра, а также аспирантами, студентами и абитуриентами театральных вузов, привлекают к себе его богатейшие фонды? А ведь его при желании можно было бы сделать одним из самых интересных музеев столицы, никак не портя при этом его почтенных архивов. Впрочем, в стране, где немало деятелей культуры озабочено тем, чтобы театр, да и вообще искусство превратить в музей с законсервированными на веки вечные традициями, как-то странно заикаться о том, чтобы в музеи (не путать с картинными галереями!) привнести хоть какой-то элемент веселой театральности. А ведь некоторым из них она бы очень пригодилась. Все остальное в них уже есть.

Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир