Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Россия наложила вето на резолюцию в СБ ООН с осуждением референдумов
Общество
Единовременные выплаты получат пенсионеры ко Дню пожилого человека 1 октября
Спорт
Глава ОКР назвал призыв главы МОК к спортсменами из РФ нарушением Олимпийской хартии
Общество
Завершился льготный период оформления пособия на детей от 8 до 17 лет
Мир
КНДР запустила баллистическую ракету в сторону Японского моря
Мир
Байден подписал закон о помощи Украине на $12,4 млрд
Мир
Небензя назвал резолюцию США по референдумам низкопробной провокацией
Общество
В Мелитополе сообщили о предотвращении диверсии в день воссоединения с РФ
Мир
Посол РФ заявил об обсуждении НАТО возможности применения ядерного оружия
Мир
Байден заявил о планах агитировать мировое сообщество не признавать референдумы
Мир
Число погибших в результате шторма во Флориде возросло до 42

Разоблачили олигархов.Что дальше?

17 августа "Известия" опубликовали выдержки из сенсационного доклада "Постпикалёвская Россия: новая политико-экономическая реальность". В докладе, в частности, доказывалось, что олигархи осенью прошлого года уводили деньги своих предприятий в офшоры уже в период острой фазы кризиса. Что, используя не только административный и коррупционный ресурсы, но и методы социального шантажа, они начали требовать от государства всевозможной помощи, зная, что власть не оставит в беде своих граждан
0
Возвращение блудного олигарха. Иллюстрация Константина Валова по мотивам картины художника Харменса ван Рейна Рембрандта "Возвращение блудного сына" (1669 г.).
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

17 августа "Известия" опубликовали выдержки из сенсационного доклада "Постпикалёвская Россия: новая политико-экономическая реальность". В докладе, в частности, доказывалось, что олигархи осенью прошлого года уводили деньги своих предприятий в офшоры уже в период острой фазы кризиса. Что, используя не только административный и коррупционный ресурсы, но и методы социального шантажа, они начали требовать от государства всевозможной помощи, зная, что власть не оставит в беде своих граждан.

Ну, разоблачили. И что с этими фактами делать? Как Россия постпикалёвская должна стать Россией постолигархической? Эти вопросы наших читателей (а откликов получено великое множество) мы переадресовали авторам доклада Никите Кричевскому и Владиславу Иноземцеву. Сегодня мы публикуем их предложения.

Первое. Прежде всего необходимо пересмотреть условия, на которых в конце прошлого года олигархическим предприятиям предоставлялась финансовая помощь. Год назад масштабы и сроки кризиса представлялись легкой прогулкой по сравнению с нынешними грозовыми перевалами. Отсюда и возможные проблемы с возвратом средств.

В ноябре-декабре 2008 г. "Евраз Груп" Романа Абрамовича получила во Внешэкономбанке кредит $1,8 млрд. Первый транш ($1,0 млрд) должен быть погашен 21 ноября 2009 г., второй ($0,8 млрд) - 10 декабря 2009 г. Залогом стали экспортная выручка Западно-Сибирского и Нижнетагильского металлургических комбинатов в размере $1 млрд по каждому договору, а также поручительства этих комбинатов по $800 млн каждое.

По итогам первых двух кварталов этого года лишь Нижнетагильский комбинат, да и то только во II квартале, покинул зону убыточности (чистая прибыль составила всего 2,2 млрд рублей), а экспортная выручка двух комбинатов в 1-м полугодии составила 20,1 млрд рублей. В то же время через несколько месяцев "Евраз Груп" нужно будет вернуть 56,8 млрд рублей (по текущему курсу ЦБ), не считая процентов. Даже если вся экспортная выручка двух комбинатов будет направляться на погашение кредита, ее, скорее всего, будет явно недостаточно. Вероятно, у комбинатов не хватит средств и для исполнения предоставленных поручительств.

Что же делать? Необходимо пересмотреть условия договоров залога, заменив "экспортные выручки", "оборотные средства" или "поручительства" на пакеты акций предприятий, оцененных, заметим, с существенным дисконтом. Одновременно нужно максимально жестко требовать с получивших господдержку олигархических предприятий погашения задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами, долгов по заработной плате.

Второе. Если олигархические предприятия окажутся не в состоянии погасить кредиты, полученные от Внешэкономбанка, Сбербанка и госбанков, необходимо не пролонгировать кредитные договоры, а инициировать банкротства должников, сами же предприятия - обращать в государственную собственность. Иностранные обязательства предприятий-банкротов (разумеется, за исключением долгов офшорным собственникам, аффилированным и дочерним структурам) нужно реструктурировать в государственные долговые обязательства, естественно, на приемлемых для страны условиях. Временное управление переходящими в госсобственность компаниями следует возложить не на госкорпорации, а только на государственные структуры. Цель - финансовое оздоровление и последующая реприватизация обанкротившихся предприятий.

В наши дни раздается все больше голосов в пользу национализации олигархических компаний. Но почему-то все существующие законопроекты предполагают проведение национализации на условиях предварительного и равноценного (читай: на рыночных условиях) возмещения национализируемого имущества. Снова пример.

Национализация четырех убыточных по итогам I квартала 2009 г. предприятий холдинга "Металлоинвест" Алишера Усманова, заметим, номинально принадлежащих офшорам, обошлась бы бюджету "всего" в 101,6 млрд рублей. Если исходить из суммарной стоимости чистых активов на 31 марта 2009 г. А ведь есть еще невыплаченные налоги, задолженность по кредитам и займам, поручительства, наконец.

Вот почему Государственная дума и Совет федерации не должны допустить принятия закона о национализации, предполагающего предварительное и равноценное возмещение национализируемых активов. В кризисных условиях национализация должна проводиться только через процедуру банкротства должников.

Третье. В докладе в качестве еще одного механизма финансовой помощи предприятиям предлагается внедрить в оборот корпоративные облигации. К эмиссии этих ценных бумаг должны допускаться только зарегистрированные в налоговой юрисдикции России компании. Выкупать долговые обязательства смогут не только банки, но и государство, причем во втором варианте - до 90% объема выпуска. Все начисляемые государству облигационные выплаты должны направляться только на финансирование антикризисных мер. В перспективе корпоративные облигации можно будет допустить к обращению на фондовом рынке.

В докладе особо отмечается, что государству следует отказаться от особых условий финансирования "системообразующих" банков. Подобная практика разрушает рыночные основы функционирования банковского сектора и подрывает конкуренцию.

Четвертое. На всех предприятиях, получивших помощь от государства, необходимо провести полномасштабные проверки финансово-хозяйственной деятельности. Проверяющим инстанциям стоит обратить особое внимание на природу роста производственных издержек, причины увеличения управленческих расходов, размах и объемы "серых" схем экспортно-импортных операций. Кроме того, все предприятия, претендующие на господдержку в виде кредитов, госгарантий, налоговых послаблений или иных преференций, должны без предварительных условий отказаться на время использования государственной помощи от дивидендных выплат, бонусов, других вознаграждений. Целесообразно также установить коэффициент зависимости доходов руководства предприятий от средней заработной платы работников.

Пятое. Кризис - лучшее время для пересмотра действующего налогового законодательства и социальной политики. Нужно исключить налоговые преимущества при выплате дивидендов офшорным компаниям, другим нерезидентам, а также российским акционерам. Дивиденды, получаемые иностранными структурами от российской организации, должны подлежать обложению налогом на прибыль не по ставкам 0%, 5% или 9%, а по единой ставке 15%. С 15 до 30% стоит увеличить налоговые ставки при налогообложении дивидендов, получаемых иностранными гражданами-нерезидентами. Еще одно - возможно, спорное - предложение: дивиденды, получаемые нашими согражданами, должны облагаться налогом на доходы физических лиц не по ставке 9%, а по базовой ставке подоходного налога (в настоящее время - 13%). Государство должно приступить к кардинальному реформированию социальной политики, в частности, защиты занятого населения от социальных рисков. Следует воссоздать упраздненный в 2001 г. институт страхования занятости, а также ввести систему гарантирования материальных и социальных прав работников на случай невыполнения работодателями условий трудовых договоров. Одна лишь судебная система - и кризис показывает это со всей очевидностью - не позволяет быстро разрешать трудовые споры и удовлетворять справедливые требования занятого населения. Что же касается добровольной "социальной ответственности" олигархов - сегодня мы видим ее проявления во всей красе.

P.S. Высказанные предложения, безусловно, не панацея. Публикуя эту статью, "Известия" преследуют цель не только привлечь внимание к самой проблеме, но и продолжить общественную дискуссию в поиске ответа, как эту проблему разрешить. Ждем ваших откликов по адресу business@izvestia.ru.

С полной версией доклада можно ознакомиться по адресу http://www.krichevsky.ru/images/book/doklad.pdf.

Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир