"Кризис мы пережили"


На этой неделе в промышленном секторе Нижегородской области появились непривычно хорошие новости. С 1 сентября переходит на пятидневную рабочую неделю крупнейшее предприятие региона Заволжский моторный завод. Другой автогигант - "Группа ГАЗ" - обнародовал некоторые принципы своей новой посткризисной стратегии. Руководство ГАЗа заявило, что компания к настоящему времени сумела преодолеть основные последствия экономического кризиса. Действительно ли кризис завершен, и производство начало карабкаться наверх?
Во вторник 25 августа председатель правления ООО "Управляющая компания “Группа ГАЗ”" Сергей Занозин и председатель совета директоров, президент "Группы ГАЗ" Бо Инге Андерсен рассказали журналистам о состоянии дел на предприятиях компании, основным активом которой является ОАО "Горьковский автомобильный завод".
По словам Сергея Занозина, несмотря на то что финансовым результатом работы отдельных предприятий "Группы ГАЗ" по итогам первого полугодия стал чистый убыток, в целом можно говорить о том, что компании удалось преодолеть самый сложный период экономического кризиса, после чего, работая уже в обычном режиме, планировать перспективные направления своей деятельности.
- Кризис мы пережили, остались "на плаву". Сейчас очень важно преодолеть и последствия кризиса, главным из которых для нас является существенное снижение объемов продаж нашей продукции, - сказал Занозин.
Так, в классе легких коммерческих автомобилей (семейство "ГАЗель") за семь месяцев текущего года продажи сократились на 65% от уровня аналогичного периода 2008 года. Решить эту проблему руководство компании намерено за счет активного участия в федеральных и региональных программах по стимулированию потребительского спроса на отечественные автомобили, к числу которых относятся автокредитование с погашением части процентной ставки за счет государства и обмен старых автомобилей на новые с доплатой автовладельцу до 50 тысяч рублей (см. "Старье берем", "Известия", № 147 от 14.08.2009).
- Кроме того, мы намерены существенно повысить объемы продаж за счет увеличения доли экспорта наших автомобилей - с нынешних 8% общего объема продаж до 25% к концу 2010 года. Основными внешними рынками должны стать те регионы, где наши машины хорошо знают и ценят: Латинская Америка, Ближний Восток и африканские страны, - отметил Занозин.
В свою очередь новый президент ГАЗа Бо Андерсен, ранее работавший топ-менеджером в корпорации General Motors, а теперь отвечающий за стратегическое планирование "Группы ГАЗ", сообщил, что важнейшими приоритетами в развитии компании являются повышение качества производимой продукции, реструктуризация финансовой задолженности перед банками и поставщиками, а также разработка и серийное производство новых продуктов - перспективных моделей автомобилей и автобусов.
- Поскольку наиболее востребованной нашей продукцией являются легкие коммерческие автомобили и автобусы, мы планируем обновлять модельный ряд главным образом за счет машин этих классов. В ближайшее время будут презентованы две модификации "ГАЗели" - с электродвигателем и с газобаллонным оборудованием в качестве базового, - рассказал Бо Андерсен.
Как сообщил Сергей Занозин, до начала сентября ГАЗ намерен подписать соглашение о реструктуризации выплат пулу банков-кредиторов совокупной задолженности предприятий "Группы ГАЗ", составляющей к настоящему времени 44 млрд рублей. По словам Занозина, предприятиям группы будет дана двухгодичная отсрочка по выплате кредиторской задолженности.
Строит планы на будущее и другой крупный производитель нижегородского автопрома - Заволжский моторный завод. На этой неделе предприятие обнародовало информацию о том, что с 1 сентября переходит на пятидневную рабочую неделю (ЗМЗ работал три дня в неделю в течение полугода). Возобновление работы на ЗМЗ связывают с переходом на пятидневку Ульяновского автозавода - основного партнера ЗМЗ, а также с оживлением на вторичном рынке. Пока на ЗМЗ в детали посткризисной стратегии не вдаются, обещая обнародовать свои планы во второй половине сентября.
Являются ли эти новости от двух крупных предприятий региона признаком завершения кризиса?
- Итоги работы промышленных предприятий региона в первом полугодии 2009 года были не очень радостными, - констатирует заместитель генерального директора Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей Геннадий Хомутов. - Индекс физического объема производства в январе–апреле оставлял 65,7% по отношению к прошлому году, в январе–мае - 66,8%, а в январе-июне - 66,7% - то есть снова пошло снижение, но в январе-июле – 68,0%, следовательно тенденция в лучшую сторону. Но ситуация непростая. Так, предприятия оборонного комплекса до сих пор не получили деньги по госзаказу. У многих предприятий сложилась большая задолженность по налоговым платежам, назрела необходимость реструктуризации при поддержке федерального правительства. Самое тяжелое положение – у предприятий, занимающихся производством транспортных средств и оборудования, и прежде всего автомобилестроением. В первом полугодии объем производства здесь составлял всего 23,8% от уровня прошлого года, а по итогам января-июля он составил 25,4%. Но действительно пошло некоторое оживление на том же ГАЗе. Это связано с появлением новых механизмов стимулирования продаж продукции автозавода. Это не может не радовать, т.к. на ГАЗ в регионе завязано множество предприятий. Но говорить о завершении кризиса все же преждевременно. Чтобы в том же производстве транспортных средств предприятиям к концу года выйти на уровень в 80%, который обозначает губернатор, надо расти на 9% в месяц. А до этого еще очень далеко.
- Индекс физического объема производства в последние месяцы стал расти процента на 1,5–2, - рассказал министр промышленности Нижегородской области Николай Сатаев.
Он отмечает, что хорошие новости появились не только у ГАЗа и ЗМЗ, но и у ряда других предприятий: в судостроении есть новые заказы, у ЦКБ по СПК имени Алексеева появился новый серьезный инвестор, новые инновационные проекты разрабатываются на предприятии "Корунд", разработана программа восстановления производства на предприятии "Дзержинское оргстекло".
- Мы рассчитываем до 15 января 2010 года восстановить здесь полный цикл выпуска продукции, - говорит Сатаев.
Однако эти позитивные новости он считает, скорее, частным результатом грамотного менеджмента со стороны руководства предприятий и правительства, нежели свидетельством окончания кризиса. Среди сдерживающих факторов, мешающих росту, министр промышленности называет рост цен на энергоносители и осторожность банков, которые не торопятся выдавать кредиты предприятиям.