Автозаводам кризис по колено?


В среду на автомобильной выставке в Москве российские автопроизводители один за другим заявили о выходе из кризиса. Они говорят, что научились работать в условиях пониженного спроса. Но реальное положение дел выглядит пока не столь оптимистично. Некоторые заводы наделали столько долгов, что расплатиться с ними не хватит никакой государственной поддержки. А на потребителей, которые упорно не хотят отказываться от иномарок, надежды нет.
Начало параду оптимистов положил председатель правления "Группы ГАЗ" Сергей Занозин, объявивший, что компания вышла на уровень безубыточности и теперь производит ежемесячно 5-6 тыс. автомобилей. Можно, конечно, порадоваться за нижегородцев. Девальвация рубля, господдержка и запретительные пошлины на импорт иномарок сделали свое дело. Но для того чтобы предприятие не просто сводило концы с концами, а развивалось, необходимо удвоить, а то и утроить выпуск автомобилей. А потребители пока явно не готовы покупать "Газели" в таких количествах.
С завидной уверенностью смотрит в будущее топ-менеджер КамАЗа Ашот Арутюнян. Выступая в среду на открытии выставки "Интеравто", он объявил, что предприятие "чувствует себя во время кризиса хорошо" и даже вдвое увеличило рыночную долю. Так-то оно так. Но благодарить здесь нужно вовсе не потребителей, а тот же госзаказ. Этой весной федеральный и региональные бюджеты выделили на закупки транспорта 30 млрд руб. Большая часть заказов перепадет КамАЗу и "Группе ГАЗ".
Понятно, что государственная мошна рано или поздно иссякнет. Но сейчас производителям необходимо сделать все, чтобы показать себя в лучшем свете.
- Это может быть игра на государственную поддержку. Государство в последнее время не так охотно поддерживает умирающие предприятия. Однако если компания показывает положительную динамику, то помощь ей может создать хороший драйвер для восстановления экономики. Соответственно, вероятность получения помощи также увеличивается, - считает аналитик ИК "Финам" Константин Романов.
А вот топ-менеджерам АвтоВАЗа довольно глупо делать радостные заявления. Сейчас завод фактически работает на своих кредиторов, при этом финансовая дыра в десятки миллиардов рублей продолжает разрастаться. Единственная надежда на спасение - объединение тольяттинского предприятия с КамАЗом и "Автодизелем" в холдинг "Росавто" ("Известия" писали об этом во вчерашнем номере). Понятно, что новообразованному "монстру" будет проще просить у банков и государства дополнительной поддержки, а также минимизировать издержки.
Впрочем, даже те руководители, которые делают радужные прогнозы, стремятся не перебарщивать с позитивом. Иначе в правительстве могут задуматься: так ли нужны предприятиям солидные вливания из бюджета? Видимо, по этой же причине российские предприятия были представлены на выставке довольно скромно. А некоторые (например, УАЗ) вообще сэкономили и не приехали.
Довольно грустной выглядит и ситуация, сложившаяся с продажей немецкого автоконцерна Opel российско-канадскому консорциуму Сбербанк-Magna. Напомним, что для отечественного бизнеса эта покупка преследовала двойную цель. Горьковский автозавод мог бы наладить выпуск автомобилей Opel и благодаря этому расплатиться по долгам со Сбером.
Пока хороших новостей из-за океана нет. Нынешний владелец Opel - американский автогигант General Motors - принялся водить потенциальных покупателей за нос. А по данным иностранных СМИ, вообще раздумал продавать Opel. Неудивительно, что в среду на пресс-конференции руководители "ГАЗа" довольно раздраженно реагировали на вопросы журналистов, касающиеся будущего сделки.
- Будет сделка - будем решать вопросы. Не будет - станем двигаться в другом направлении, - заявил Сергей Занозин из "Группы ГАЗ".