Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир

По карману ли нам чиновники?

Власть, как известно, удовольствие дорогое. Но насколько? Готовы ли сейчас чиновники твердой рукой сократить расходы на самих себя? Абсолютно математически точные ответы на все эти вопросы - в исследовании "Сколько стоит региональная власть в кризис", проведенном компанией ФБК по просьбе "Известий"
0
"На чиновничьей дороге". Иллюстрация Константина Валова по мотивам картины художника Василия Перова "На железной дороге" (1868 г.)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Власть, как известно, удовольствие дорогое. Но насколько? Готовы ли сейчас чиновники твердой рукой сократить расходы на самих себя? Абсолютно математически точные ответы на все эти вопросы - в исследовании "Сколько стоит региональная власть в кризис", проведенном компанией ФБК по просьбе "Известий".

О том, как вольно даже в кризис чиновники обращаются с бюджетными деньгами, "Известия" уже неоднократно писали (см. "Казнотраты" от 15.05.2009, "Казнотраты-2" от 30.06.2009, "Казнотраты-3" от 27.07.2009, "Казнотраты-4" от 14.08.2009.) Такой щедрости в расходах способствуют сметная система (не "освоил" - в следующем году денег не жди) плюс весьма широкие полномочия чиновников в определении того, сколько же им надо на себя потратить.

Призывы к экономии звучат с начала года. Совсем недавно, в начале августа, премьер Владимир Путин жестко напоминал: расходы на чиновников, особенно в некоторых, чересчур разгулявшихся регионах, надо сокращать. Отчеты регионов о том, что они все лишние траты "зачистили", идут в Москву регулярно. Так ли это на самом деле?

Когда нет сил дождаться завтра

Специалисты компании ФБК ("Финансовые и бухгалтерские консультанты") по нашей просьбе проанализировали текущие, уже с "антикризисными" поправками, бюджеты всех регионов. И сравнили расходы на госуправление (деятельность главы региона, парламента, правительства, надзорных и судебных органов) с тем, что было потрачено на эти же цели за январь-июнь прошлого года. Причем делалось это исключительно по открытым источникам - к счастью, бюджеты стало принято выкладывать в общественный доступ.

Вывод и неудивительный, и неутешительный: расходы возросли. Если взять один из самых наглядных показателей - пересчет на количество граждан, то в 2008 году только региональные чиновники обошлись каждому россиянину, включая младенцев, в 684 рубля. В 2009-м - в 711. В сумме такая вроде "копеечная" разница дает 3 миллиарда рублей.

Однако эти цифры - как средняя температура по больнице. Детали куда интереснее. Абсолютным лидером по росту расходов на собственных чиновников оказалась Якутия - траты увеличились на 34,4%! Или примерно на 500 млн рублей. Бриллианты, конечно, лучшие друзья девушек, но, похоже, сейчас даже девушки экономят на новых друзьях. И, по данным Минрегиона, именно Якутия числится в лидерах роста задолженности по зарплате. Второе место в "рейтинге расточительности" - за Ненецким автономным округом. Чиновники получили прибавку на самих себя в 34,1%. "Бронзу" же со своими 33,9% завоевала Новгородская область, и в докризисные времена отнюдь не самая богатая. При этом, напомним, сейчас уже большинство регионов перешло в разряд дотационных - почти все просят у Минфина денег на то, чтобы в бюджетах не засияли дыры.

Что же заставляет регионы увеличивать траты на своих чиновников?

- Первая, и самая безобидная, причина в том, что есть определенная инерция, - говорит Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа ФБК. - Бюджеты эти в основном верстались еще тогда, когда говорилось, что у нас кризиса нет. А все предыдущие годы расходы росли, вслед за доходами. Да, сейчас поправки вносились, но расходной части они коснулись минимально. Вторая причина более серьезна: когда бюджета становится мало, у значительной части чиновничества проявляется психология временщика. Неизвестно, что случится завтра, хотя ясно, что доходы упадут. Значит, хватай и трать на себя все что можно сегодня. Это такой закон кризисного времени, не знаю, только ли у нас в стране: чем хуже состояние бюджета, тем нерациональнее он используется. А растущие расходы на госуправление при сокращении доходов - это нерационально.

Почем антикризисные скрепки

В некоторых случаях, полагает Николаев, рост расходов мог быть прикрыт и вполне благими намерениями: чтобы удержать ситуацию на плаву, нужны антикризисные комиссии и комитеты, а они требуют своих аппаратов и денег "на скрепки". Но, похоже, представление о том, сколько надо "на скрепки", у различных регионов отличается в разы. Во всяком случае, некоторые из них все-таки смогли добиться существенного снижения трат на госуправление. Башкирские чиновники "похудели" почти на одну пятую - по сравнению с прошлым годом траты сократились на 19,7 %. В Бурятии ужались на 16,9%, в Татарстане - на 15%. Именно так выглядит тройка "лидеров". Похоже, в национальных республиках с дисциплиной и с готовностью услышать призывы федерального центра все же получше, чем в других регионах...

Всего же свои расходы за госуправление на самом деле, а не на словах сократили 26 регионов. Меньше трети. Если смотреть суммарно по федеральным округам, то на самом деле экономить решил только Приволжский, сокративший траты на 2%. "Антигерои" экономии - Северо-Западный, плюс 11,4%, и Южный, плюс 10,3%.

Впрочем, на федеральном уровне пока тоже о резком урезании расходов говорить не приходится. В среднем, как по открытым источникам подсчитали аналитики ФБК, траты на госуправление выросли на 16%. Наибольший прирост - по статье "функционирование правительства", плюс 37,9%. Но это - если сопоставлять абсолютные цифры прошлого года и нынешнего. Если же сравнивать расходы на федеральное госуправление с расходами бюджета вообще, то в этом году доля трат на чиновников снизилась - с 3,8 до 3,4%, причем на региональном уровне этот показатель выше - 3,7%. Суммарно же содержание федеральной власти в этом году обходится каждому россиянину в 927 рублей.

Губернатор, дорогой мой...

От чего зависит объем расходов на госуправление? Результаты исследования показывают: только от воли самих чиновников.

Вот, например, две области Центрального федерального округа - Калужская и Курская. В каждой населения - чуть более миллиона человек, примерно одинаковые объемы бюджета. Между собой эти две области, конечно, по многим показателям отличаются, но вряд ли настолько сильно, как их расходы на содержание чиновничества. Калужской области за январь-июнь органы власти обошлись всего в 240,5 млн рублей (это - один из лидеров экономии), а Курская на управление самой собой тратит почти в четыре раза больше - 881,3 млн. Если в Калужской области чиновничество "сжирает" всего 1,7% от общих расходов местного бюджета, то в Курской - 6,7%. Калуга в этом году траты на чиновников пусть немного, на 3%, но сократила, а Курск - чуть-чуть, но увеличил.

- Это чисто субъективный фактор, - говорит Николаев. - Такое вот понимание руководителями области того, как нужно обращаться с бюджетом, что и как должно происходить в кризисный период.

А вот еще попробуйте найти десять отличий. В Тульской области на обеспечение деятельности губернатора тратится 39 миллионов рублей, а в Рязанской - 126 миллионов. Может быть, в Рязани живется в четыре раза лучше, чем в Туле? В Северной Осетии на президента и весь его аппарат тратят 3 с половиной миллиона рублей, а в Карачаево-Черкесии - 59 миллионов. Содержание Заксобрания депутатов Псковской области (44 человека) обходится в 29 миллионов рублей, а в Калининграде на работу 40 депутатов уходит 105 миллионов....

Безусловно, каждый регион имеет полное право самостоятельно решать, сколько ему тратить на губернатора, местные правительство и парламент. И ощутимый рост численности региональных госслужащих в этом году зафиксирован по вполне веским причинам: это, как ни крути, способ избежать безработицы. Ведь у государства, справедливо полагают многие, деньги до конца все же не переведутся. Но такая логика - "госбюджет за все заплатит" - и в "мирное"-то время порочна. А в кризис - просто опасна.

Может, имеет смысл ввести некий ограничитель - установить, например, что на чиновничество нельзя тратить больше 5% от общих расходов местного бюджета?

- Думаю, что это все же нецелесообразно, - говорит Николаев. - Ведь много зависит от качества и количества доходов. Важнее другое - какова эффективность расходов? Если экономика, что называется, прет, задолженности по зарплате у бюджетников нет - так и трать на чиновников сколько хочешь. Но необходимо сопоставление с ситуацией в социально-экономической сфере.

Пока такая привязка - в лучшем случае жест доброй воли со стороны местных властей.

О том, как кризис сказался на региональных бюджетах, читайте в ближайших номерах "Известий".



Игра цифр

Аналитики ФБК рассчитали и еще один любопытный параметр - сколько стоят региональные чиновники в пересчете на каждого жителя. Показатель этот, конечно, достаточно условный: понятно, что фактически таких трат не существует. Равно как понятно и то, что самые большие цифры - не там, где чересчур большие расходы, а там, где мало жителей. В Ненецком автономном округе получилось, например, 11 с лишним тысяч рублей, а на Чукотке - 8 тысяч. Зато московские власти обходятся столичным жителям всего в 411 рублей. Но это - в чистом виде игра цифр, столицу "спасает" количество жителей и объем бюджета. При этом каждый житель Подмосковья "тратит" на свои власти 1031 рубль. Больше тысячи рублей "выкладывают" на чиновников жители 19 регионов. В их числе Красноярский край, Чечня, Новгородская, Мурманская и Ленинградская области. А жители 14 регионов расходуют на власти меньше 500 рублей. Это, например, Калуга, Астрахань, Дагестан и Ингушетия.

Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир