Драндулеты не предлагать!
С понедельника в Америке прекращается выплата бонусов за авторухлядь. Желающих воспользоваться госпомощью оказалось гораздо больше, чем денег, выделенных на нее. Но цель акции достигнута - продажи новых легковушек в США устремились вверх. А вот российский рынок никак не может выбраться из ямы. Несмотря на господдержку, объем выданных автокредитов за первые полгода упал в шесть раз.
Во время кризиса каждая страна поддерживает свой автопром как может. Американцы, к примеру, придумали программу Cash for Clunkers - "деньги за драндулеты". Отправил на помойку свой потрепанный "Понтиак", на котором еще твой папа ездил на свидание к твоей маме, и получи три тысячи долларов компенсации. Эти деньги зачтутся потом при покупке новой машины. Увы, программа стала жертвой собственной популярности. Граждане повытаскивали из гаражей столько металлолома, что деньги на его утилизацию быстро закончились. При том что сумма было выделена немаленькая - $3 млрд.
Акция Cash for Clunkers действовала всего один месяц. Но даже этого времени оказалось достаточно для того, чтобы убедиться в ее эффективности - июль в Америке стал лучшим месяцем для продаж после августа 2008 года. Так, едва не обанкротившийся концерн General Motors продал в июле 188 тыс. машин, при том что в июне этот показатель составил 175 тыс.
Тем не менее с понедельника программа прекращает свое действие. И дело тут не только в закончившихся деньгах. Заокеанские автодилеры ругаются на сложность оформления бумаг, необходимых для получения компенсации. Из-за этого 85% заявок были отправлены на повторное заполнение, а продавцы вместо прибыли получили убытки.
В России тоже собираются выплачивать премии за утилизацию "бэушных" машин. Предполагается, что каждому автовладельцу будет выплачиваться бонус в 50 тыс. рублей, которые можно будет зачесть в счет стоимости нового авто. Но это новшество (и то в пилотном режиме) начнет действовать только в следующем году. А пока все надежды чиновников возлагаются на программу льготного автокредитования. По сведениям Минпромторга, воспользоваться ею сумели пока 26,8 тыс. человек.
Главное отличие американской программы от нашей в том, что за океаном субсидируется именно покупка автомобиля, а не процентная ставка по кредиту. И эта особенность - отнюдь не в нашу пользу. Ведь это до кризиса каждый второй автомобиль покупался в долг, а сейчас это удовольствие доступно немногим. По данным аналитического агентства "Автостат", объем выданных автокредитов в первом полугодии 2009 года уменьшился по сравнению с аналогичным показателем прошлого года в шесть раз. Неудивительно, что доля кредитных машин сегодня - не более 25% всего рынка.
Тем не менее на фоне европейских рынков наши показатели выглядят не так уж и плохо. По продажам новых автомобилей мы уже третий месяц подряд занимаем пятое место. А по итогам первого полугодия российский авторынок оказался четвертым.
Все это прекрасный показатель того, как обстоят дела в национальных экономиках и насколько успешны программы, предпринимаемые правительствами для того, чтобы подстегнуть умирающий спрос. К примеру, необычайный успех германского автопрома можно объяснить именно этими двумя факторами - в стране действует успешная акция по обмену подержанных машин на новые, и, кроме того, ФРГ одной из первых вышла из рецессии.